Подготовка взрослого
Как понять ребёнка

Что общего у реки, ребёнка и растения?

Какие мысли у вас возникли? Можно написать всё, что захочется:)

У ребёнка есть сила, которая позволяет ему учиться самому.
Мария Монтессори
Подобно растению, ребёнок обладает потенциалом, который в него заложен. Но то, как раскроется этот потенциал, сможет ли он развернуться со всей своей красотой и мощью, во многом определяется окружающими условиями.
Как и в случае с растением, ребёнку требуется время на то, чтобы пройти все необходимые этапы роста и развития. Так заложено природой. Наша же задача, при этом — не вмешиваться в процесс (тянуть за стебель чтобы растение поскорее выросло или стимулировать малыша к тому, чтобы он быстрее развивался), а создавать благоприятные условия.
Психический эмбрион
Новорождённый оленёнок уже через два часа может встать, отряхнуться и следовать за матерью. По своим нейрофизиологическим характеристикам он похож на двухлетнего человеческого малыша. Детёныш Homo Sapiens рождается с огромным количеством нейронов, но его психика ещё находится в зачаточной стадии и начинает своё созревание уже после рождения.
Рождаясь, малыш не может контролировать свои движения, не обладает речью, интеллектом и волей. Для того, чтобы наступило развитие, ребёнок нуждается во взаимодействии с окружающей средой. Благодаря такому механизму дети могут приспособиться именно к той среде и к тому времени, в которых они родились — будь то джунгли Амазонки или мегаполис, сегодня или тысячу лет назад.
Мария Монтессори называла младенца — психический эмбрион.
Действительно — развитие психики ребёнка сходно с развитием зародыша внутри тела матери. Во-первых, это развитие практически невозможно остановить. Даже в самых неблагоприятных условиях ребёнок будет развиваться. Будут взрослые помогать ребёнку или нет — процесс его развития заложен природой. Во-вторых, у этого развития есть программа и определённая последовательность. Подобно тому, как ни один ребёнок не начнёт ходить раньше, чем он научится сидеть, все малыши мира имеют одинаковые психологические потребности и проходят через одни и те же фазы роста на пути к становлению в себе человека.
В раннем детстве происходит развитие ребёнка из психического эмбриона в полноценного по своей сути человека. К трём годам малыш уже ходит, говорит, понимает, что он — это он, а другие люди — это другие люди. Конечно, его психика ещё работает не так, как у взрослого человека, но она уже полноценно функционирует! Трёхлетний ребёнок очень много знает об окружающем его мире, и уже может в нём существовать.
К шести годам мы уже видим человека своего места и времени, адаптировавшегося к миру и к своей культуре.

Новорождённый

6 лет

Менталитет
«Чистый лист» — рождённый для всех рас, культур и обществ
Имеет определённую культуру и менталитет
Предпочтения
Нет предпочтений
Вкусы, обычаи и убеждения своей группы
Язык
Не владеет речью
Владеет одним или несколькими языками
Движения
Не передвигается самостоятельно
Двигается в соответствии с правилами своей группы
Социальные навыки
Не владеет социальными навыками
Ведёт себя социально приемлемо
Недавнее открытие в области нейронауки подтвердило открытие, которое сто лет назад сделала Мария Монтессори, основываясь на наблюдении за детьми. В 1996 году итальянский нейробиолог Джакомо Риццолатти открыл зеркальные нейроны. Именно они позволяют ребёнку воспринимать, копировать и повторять мимику и движения и, что важнее всего — испытывать те эмоции, которые он наблюдает.
Впитывающий разум
В первые шесть лет жизни дети воспринимают то, что их окружает, совершенно безоценочно и буквально впитывают мир вокруг себя: беспорядок и порядок, уродство и гармонию, насилие и спокойствие. Тот мир, который окружает ребёнка, те ценности, которые, часто не отдавая себе отчёта, ежедневно транслируют взрослые, ребёнок, ещё не обладая в полной мере сознанием, «фотографирует» и ассимилирует. Это касается всего — моральных устоев, особенностей речи, любви к искусству, уважения (или неуважения) к природе и другим людям.
Когда ребёнок повзрослеет, ничто не будет так близко его сердцу, как места, где он провёл своё детство и связанные с ними эмоции.
Когда ребёнок повзрослеет, ничто не будет так близко его сердцу, как места, где он провёл свое детство и связанные с ними эмоции.
Впитывающий разум поддерживает процесс адаптации ребёнка к миру, своему месту и времени и созидает психику человека. Все импульсы, все впечатления безотносительно представлений о добре и зле остаются с ребёнком навсегда.
NB
Основная задача ребёнка в раннем детстве — адаптация, возможность стать человеком своего времени и места. Это становится возможным благодаря природным, естественным механизмам развития, с которыми человек приходит в этот мир, а также особым периодам чувствительности к освоению определённых навыков, характерными только для возраста 0−6 лет — сензитивным периодам.
Читать также:
Итак, для того, чтобы внутренний потенциал ребёнка был раскрыт, мы, как взрослые, должны предоставить ему свободу. С другой стороны, становление психики маленького человека происходит постепенно, и для того, чтобы этот процесс шёл правильно, ребёнку нужны границы. И здесь мы можем вспомнить о том, что ребёнок имеет много общего с рекой. Границы очерчивают контур реки, а, если их нет, происходит заболачивание — движение реки останавливается. Наличие чётких ориентиров, границ и правил позволяет ребёнку чувствовать себя в безопасности, обеспечивает порядок, даёт возможность концентрироваться на удовлетворении своих потребностей и бережно проходить социальную адаптацию.
~

К практике

  • Можем ли мы дать себе возможность побыть в этой точке и осознать ключевое открытие Марии Монтессори о том, что маленькие дети безоценочно впитывают всё, что их окружает?
  • Что мы можем сделать уже сейчас, чтобы обогатить среду, которая окружает ребёнка?
  • Какие ориентиры и границы мы можем обозначить, чтобы помочь малышу лучше ориентироваться в пространстве, времени и отношениях?

Если вам захочется поделиться, можно поразмышлять об этом прямо здесь:

Made on
Tilda