Подготовка взрослого
Сензитивные периоды
Подготовка взрослого
Сензитивные периоды
Термин «сензитивный период» ввёл биолог Хуго Де Фриз. Наблюдая за растениями, он заметил, что гусеницы, только появившись на свет, сразу же поднимались высоко на дерево, где, на концах веточек, располагались самые свежие молодые листья.
Учёный предположил, что в начале жизни у гусеницы есть особая чувствительность к свету — фототропизм, которая и заставляет её двигаться вверх, поближе к источнику света. Когда гусеница становится старше и уже может питаться более жёсткими листьями, период фототропизма тоже завершается.
Мария Монтессори была очень заинтересована открытием Хуго Де Фриза и, наблюдая за детьми, обнаружила, что у них есть периоды особой чувствительности к определённому виду деятельности. Она была первой, кто выявил сензитивные периоды в развитии детей.
Речь идёт об особой чувствительности в развитии, которая встречается в раннем возрасте у живых существ. Она имеет ограниченное рамками время протекания и служит тому, чтобы облегчить живому существу овладение каким-либо навыком или умением. Как только ребёнок осваивает какое-либо умение, то соответствующий ему вид чувствительности исчезает.
Мария Монтессори «Дети — другие»
Сензитивные периоды — это окна возможностей, и они закрываются. Это — периоды неврологической готовности, чувствительности к стимулам из окружающей среды. Они универсальны (присущи всем детям) и индивидуальны (потому что каждый ребёнок развивается в своём ритме). Ребёнок ничего не знает о сензитивных периодах — они бессознательны. Окна возможностей накладываются друг на друга и заканчиваются около 6 лет, когда маленький человек завершает адаптацию к своему месту и времени.
Никогда больше освоение навыков и умений уже не будет для человека таким эффективным, естественным и простым.
Никогда больше освоение навыков и умений уже не будет для человека таким эффективным, естественным и простым.
Например, если в первые 6 лет жизни ребёнок может с лёгкостью, бессозательно, овладеть несколькими языками, то взрослому человеку для этого уже потребуется проделать большую работу.
Мы можем наблюдать за проявлениями сензитивных периодов у ребёнка на практике, если предоставим ему среду, которая будет удовлетворять потребности его развития.
Сначала у ребёнка возникает интерес к определённым предметам, деятельности или поведению. Если среда дружественна и может ответить на этот интерес, ребёнок начинает работать с материалами, овладевать какими-то навыками или поведением, неустанно повторять свои действия и в этом повторении — глубоко концентрироваться, запечатлевая освоенные умения.
Например, во время сензитивного периода, когда дети активно усваивают сенсорные впечатления из среды, мы можем заметить, что у малыша появляется интерес к взаимодействию с водой и, если взрослый не мешает ему, а предоставляет ребёнку возможность, скажем, самому наливать себе воду, мыть руки или поливать растения, тогда ребёнок погружается в деятельность. Если же среда не подготовлена и взрослый останавливает ребёнка, то мы будем наблюдать в поведении малыша то, что называется капризами.
Интерес
Среда
Работа
Повторение
Концентрация
Закрепление
Имея перед глазами эту схему, можно ещё раз отметить, насколько важна роль взрослого, который не мешает естественному течению жизни, а наблюдает за потребностями малыша и за тем, насколько среда соответствует этим потребностям.
  • Екатерина Терентьева
    Автор программы
    Несмотря на то, что сензитивные периоды универсальны, то есть присущи всем детям без исключения, в то же время они очень индивидуальны. Именно в этом состоит главное отличие Монтессори метода от традиционного обучения детей, где всем детям одного возраста предлагаются одинаковые задания и одинаковое время на их выполнение. В такой системе дети, которые осваивают навык чуть медленнее или пока ещё не вступили в соответствующий сензитивный период, чувствуют себя неуспешными.
Когда что-то в среде препятствует его внутренней работе, наличие сензитивного периода проявляет себя бурной реакцией, отчаянием, которое мы считаем беспричинным и, следовательно, принижаем его значение, видя там капризы и проявления темперамента. Капризы являются выражением внутреннего беспокойства и неудовлетворённости потребностей, это состояние напряжённости, когда душа ребёнка плачет о том, что ему нужно, стремясь защитить себя.
Мария Монтессори «Дети — другие»
Сензитивные периоды от 0 до 6 лет
Сензитивных периодов, которые досконально описала Мария Монтессори и которые поддерживает AMI-сообщество — шесть. В различных национальных стандартах мы также можем обнаружить упоминания других сензитивных периодов (математики, вежливости и др.) — их мы бы назвали просто периодами чувствительности (восприимчивости), поскольку в аутентичном Монтессори методе они не описаны.

Язык (с 7 внутриутробных месяцев до 6−7 лет)
Самый длительный сензитивный период. Всё это время ребёнок подражает звукам взрослых людей, впитывает акценты, культуру, грамматику. В это время особенно важно наше бережное, уважительное отношение к языку, знакомство ребёнка с богатством языка и отклик на то, что говорит нам малыш
Совершенствование движений (1−4 года)
Период необходим для завершения построения схемы тела, совершенствования координации движений, развития крупной и мелкой моторики. Очень важно показывать наши движения медленно, чтобы ребёнок впитал их целостно, и предоставлять малышу свободу и время для практики
Усвоение и совершенствование чувств (с рождения до 4,5 лет)
Сензитивный период необходим, для установления нейронных связей между органами чувств и головным мозгом. Чем больше таких впечатлений будет у ребёнка, тем большее количество следов (энграмм) сформируется в его памяти. Это возможно благодаря подготовленной, насыщенной сенсорными впечатлениями среде
Порядок (до 3−4 лет)
Период, в который ребёнку критически важна рутина и последовательность: порядок в физической среде, событиях, действиях и отношениях. Мы можем поддержать малыша, если будем последовательны в своём поведении, поддержании режима дня, рутин и правил
Социальные отношения (2,5−5 лет)
Когда малыш, выделяет себя из мира, говорит «я сам», происходит его первичная адаптация к социуму. В это время в жизни ребёнка происходят первые конфликты, формируется чувства достоинства и принадлежности. Ребёнок начинает активно исследовать нравы, обычаи, мораль и нормы поведения
Маленькие детали (1−3 лет)
Это — удивительное время, когда ребёнок вдруг обнаруживает, что вокруг него есть маленький мир. Дети начинают с интересом рассматривать капли, травинки, божьих коровок и прочие нюансы нашего мира. Такой процесс необходим для создания полноты картины окружающего мира
~

К практике

  • Какие сензитивные периоды сейчас проходит малыш?
  • Видим ли мы у ребёнка какие-то внешние проявления, которые говорят нам об неудовлетворённых потребностях сензитивных периодов?
  • Что мы можем добавить/убрать из среды, чтобы поддержать малыша?
Made on
Tilda