Старший сын донимает и пугает младшего брата. Младший плачет и зовёт меня. Не получается объяснить старшему, что брат с ним не играет. Как поступить?
🤍 Отвечает Ирина Моисейкина, Монтессори педагог (AMI, 0−3), практикующий юнгианский психолог, организатор пространства
Я бы подумала, почему старший так поступает? О чём он рассказывает своим поведением? Есть несколько гипотез.
~ Ребёнок может таким образом справляться с собственными страхами. Размещая страх снаружи, разделяя его с младшим братом, ребёнок снижает свою внутреннюю тревогу. И тогда задача — показать, как ещё можно справляться со страхами. Например, попросить нарисовать страх, и вместе понять что/кто пугает ребёнка и что/кто бы мог ему помочь победить страх. В 4−5 лет страхи обычно вокруг сказочных персонажей, выдуманных героев, темноты, одиночества. Ещё способы — ролевая игра, сочинение сказки, лепка.
~ Возможно, у старшего есть интерес к ярким проявлениям эмоций, и ему нравится наблюдать, какой эффект производят его пугалки. Если в семье не принято проявлять положительные и отрицательные эмоции, ребёнок может таким образом компенсировать их недостаток. И тогда задача — показать приемлемые способы проживания эмоций. От чего ещё можно получать удовольствие? Где ещё может быть страшно интересно?
~ Ещё одна причина — конкуренция за любовь взрослых. Ведь сначала старший ребёнок имел абсолютную любовь родителей, и такое невозможно забыть. И тогда решение — всячески показывать старшему свою любовь, тискать и обнимать. Рассказывать, что изменилось в семье с рождением брата, обсуждать, стали ли мама/папа меньше его любить.
Я бы ещё подумала, как можно помочь младшему. Ведь это — отличный момент для него, чтобы научиться защищать себя и отстаивать границы. Инструкция, которую можно показать ребёнку: «Стоп! (вытянув вперёд руку, глядя в глаза обидчику), мне так не нравится! (твёрдым, уверенным голосом). Мне придётся позвать маму, если ты не перестанешь меня пугать!».
~
Отвечаем на вопросы родителей в тг-канале https://t.me/live_2beparents
🤍 Отвечает Ирина Моисейкина, Монтессори педагог (AMI, 0−3), практикующий юнгианский психолог, организатор пространства
Я бы подумала, почему старший так поступает? О чём он рассказывает своим поведением? Есть несколько гипотез.
~ Ребёнок может таким образом справляться с собственными страхами. Размещая страх снаружи, разделяя его с младшим братом, ребёнок снижает свою внутреннюю тревогу. И тогда задача — показать, как ещё можно справляться со страхами. Например, попросить нарисовать страх, и вместе понять что/кто пугает ребёнка и что/кто бы мог ему помочь победить страх. В 4−5 лет страхи обычно вокруг сказочных персонажей, выдуманных героев, темноты, одиночества. Ещё способы — ролевая игра, сочинение сказки, лепка.
~ Возможно, у старшего есть интерес к ярким проявлениям эмоций, и ему нравится наблюдать, какой эффект производят его пугалки. Если в семье не принято проявлять положительные и отрицательные эмоции, ребёнок может таким образом компенсировать их недостаток. И тогда задача — показать приемлемые способы проживания эмоций. От чего ещё можно получать удовольствие? Где ещё может быть страшно интересно?
~ Ещё одна причина — конкуренция за любовь взрослых. Ведь сначала старший ребёнок имел абсолютную любовь родителей, и такое невозможно забыть. И тогда решение — всячески показывать старшему свою любовь, тискать и обнимать. Рассказывать, что изменилось в семье с рождением брата, обсуждать, стали ли мама/папа меньше его любить.
Я бы ещё подумала, как можно помочь младшему. Ведь это — отличный момент для него, чтобы научиться защищать себя и отстаивать границы. Инструкция, которую можно показать ребёнку: «Стоп! (вытянув вперёд руку, глядя в глаза обидчику), мне так не нравится! (твёрдым, уверенным голосом). Мне придётся позвать маму, если ты не перестанешь меня пугать!».
~
Отвечаем на вопросы родителей в тг-канале https://t.me/live_2beparents