Забота и уход
Самоуспокоение
Способность ребёнка уснуть без активного участия родителей (не на груди, без укачиваний и т. д.) называют самостоятельным засыпанием. Такое умение очень важно для здорового сна малыша. Но оно не ограничивается лишь способностью засыпать без дополнительной помощи.
В более широком смысле речь идёт о навыке самоуспокоения — умении успокоиться и привести свои чувства в порядок перед лицом разного рода сложностей, в частности эмоциональных, как днём, так и ночью.
В более широком смысле речь идёт о навыке самоуспокоения — умении успокоиться и привести свои чувства в порядок перед лицом разного рода сложностей, в частности эмоциональных, как днём, так и ночью.
Младенцы, дети постарше и взрослые — все нуждаются в умении самоуспокаиваться. Малыши учатся навыкам самоуспокоения точно так же, как овладевают другими навыками: постепенно, при поддержке и участии близких. Одним детям развить у себя навык самоуспокоения довольно просто, и помощь взрослых им требуется в меньшей степени. Дети с более возбудимым темпераментом нуждаются в более настойчивом и терпеливом поведении родителей и овладевают навыками самоуспокоения медленнее.
Для развития здоровой привязанности и базового доверия к миру ребёнку необходимо получать отклик взрослого в ответ на любое возникающее беспокойство. Однако есть существенная разница между тем, чтобы мгновенно мчаться на помощь ребёнку в любой ситуации (такое поведение родителей только мешает малышу развить способность успокаиваться без внешней помощи), и своевременным и любящим удовлетворением потребностей младенца. Лучше понаблюдать за ребёнком пару минут после того, как он заплакал, и посмотреть, идёт ли плач по нарастающей или на спад. Если по нарастающей — подойти и утешить его, а в следующий раз снова дать малышу возможность успокоиться самому.
Развитие навыка самоуспокоения — это первый важный шаг к умению ребёнка засыпать без помощи взрослого.
Методики самостоятельного засыпания
Существуют методики, которые помогают родителям понять, как научить ребёнка засыпать самостоятельно. Их можно поделить на две группы: те, что подразумевают плач ребёнка, и те, при которых он засыпает без слёз.
Метод Вайлсбута. Основатель методики полагал: чтобы ребёнок уснул, нужно дать ему проплакаться. Для этого родители должны оставить его одного в кроватке и выйти из комнаты. Наплакавшись, малыш заснёт самостоятельно. Автор утверждает, что метод подходит детям с 4 месяцев, не требует помощи родителей и срабатывает в первую же неделю. Многие психологи и ученые, занимающиеся изучением раннего детства человека, утверждают, что подобный опыт серьёзно нарушает базовое доверие ребёнка к родителям и глубоко травмирует его психику.
Метод Фербера. Методика сходна с предыдущей, но здесь родителям нужно периодически проверять и успокаивать малыша. Как правило, эффект тоже наступает довольно быстро. Однако метод тоже вызывает сильнейший стресс как у взрослых, так и у ребёнка.
Метод Трейси Хогг. Эта методика относится к мягким. Родители сначала успокаивают ребёнка, поглаживая его или напевая песню. После того как малыш полностью успокоился, его перекладывают с рук в место для сна. Если ребёнок заплакал, родители берут его на руки и снова успокаивают. Методика подходит легковозбудимым детям. Она приучает к ритуалу отхода ко сну и помогает родителям лучше понимать своего ребенка.
Метод Элизабет Пэнтли. Ещё одна мягкая методика подразумевает постепенно затухающую помощь родителей. Сначала они успокаивают малыша, пока он почти не уснёт, чуть позже — до сонного состояния. Постепенно учат ребёнка укладываться, не беря на руки (контакт сводится лишь к легким прикосновениям), а затем и вовсе заменяется ласковыми словами на расстоянии.
Метод Ким Вест. Эта методика похожа на предыдущую. Но здесь родители вовсе не берут ребёнка на руки. Они укладывают его в кроватку, а затем, поглаживая и произнося ласковые слова, потихоньку отходят от него.
Все мягкие методики обучения самостоятельному засыпанию действуют медленно, но укрепляют связь между малышом и родителями. Как и в освоении ребёнком любых других навыков, следует помнить, что чем быстрее родители хотят добиться результата, тем более травматичным может быть этот процесс для малыша.
Все мягкие методики обучения самостоятельному засыпанию действуют медленно, но укрепляют связь между малышом и родителями. Как и в освоении ребёнком любых других навыков, следует помнить, что чем быстрее родители хотят добиться результата, тем более травматичным может быть этот процесс для малыша.
Хотя все семьи, дети и жизненные ситуации очень разные, мы считаем, что ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять ребёнка кричать и плакать в одиночестве до того момента, пока он не заснёт. Отвечать на плач совершенно необходимо, если мы хотим, чтобы у младенца сформировалось базовое чувство привязанности, защищенности и доверия к миру. Родителям очень важно понимать, что младенцы могут плакать только потому, что у них что-то не в порядке, и потому, что им что-то необходимо (поменять подгузник, покормить, подержать на руках). Но вовсе не потому, что они намеренно требуют внимания или хотят манипулировать взрослыми. Они просто не умеют этого делать по меньшей мере месяцев до 10. Родители не всегда могут дать ребёнку то, что ему требуется, но важно при этом осознавать, что ни один детёныш в мире никогда не плачет без причины.
NB
~
Made on
Tilda