В начале 1990-х антрополог по физическому здоровью Хетти Вандерейт и этолог и психолог Франс Плой опубликовали книгу «Oei, ik groei!» (дословный перевод: «Ай, я расту!»). Основываясь на 25-летнем наблюдении за младенцами, учёные предположили, что физическое и умственное развитие детей происходит не равномерно, а скачками, причём, весьма закономерными и предсказуемыми.
Было установлено, что до 18 месяцев ребёнок переживает десять таких периодов.
Во время каждого скачка нервная система малыша развивается очень быстро, принося ему новую способность. Например, ребёнок вдруг понимает, что мир, оказывается, состоит из непостижимого множества разных частей, а положение своего тела в пространстве можно контролировать. Каждое подобное осознание открывает для ребёнка дверь в совершенно новую, неизвестную ему реальность. Дети пугаются таких резких перемен, становятся беспокойными, чаще плачут, хуже едят и спят. И стараются держаться как можно ближе к маме.
В периоды скачков развития ребёнок особенно нуждается в любящем внимании и помощи взрослого. Родителям в это время очень важно набраться терпения и помочь малышу прожить их легче и спокойнее.
Календарь скачков и кризисов развития
В календаре скачков развития отмечено, в какие недели жизни малыши проживают периоды роста. Недели, обозначенные бежевым цветом, показывают кризисное время. Персиковым выделены пики скачков развития — самое сложное время для малыша. За кризисом следуют спокойные периоды, когда ребёнок самостоятелен, радостен и применяет свои новые навыки. Они обозначены белым цветом.
При этом, важно помнить, что все дети развиваются индивидуально и любую информацию о «нормах» возраста следует воспринимать только как ориентир.
Чтобы рассчитать индивидуальный календарь, научиться определять приближение каждого кризиса и узнать больше о том, как помочь в это время ребенку, мы рекомендуем прочесть книгу Хетти Вандерейт и Франса Плоя «Капризничает? Значит развивается!» (The Wonder Weeks) или использовать разработанные на её основе приложения.
Примерно на 5-й неделе жизни дети переживают скачок быстрого созревания. Стремительно развиваются обмен веществ и органы чувств. Но мозг малыша пока ещё не может обрабатывать все новые впечатления.
При плаче у малыша впервые появляются слёзы, ребёнок начинает лучше видеть, дольше бодрствовать и больше интересоваться окружающим миром: старательнее и чаще что-либо рассматривает, прислушивается чаще и внимательнее, яснее реагирует на прикосновения. В первый раз (или просто намного чаще, чем раньше) улыбается, показывает, что нечто ему нравится или скучно.
8-я неделя. Узоры
Ребёнок обнаруживает, что он и окружающий его мир больше не единое целое. Теперь он сам и всё, что существует в мире: звуки, ощущения, запахи, — различные явления. Он начинает различать «узоры» мира. Например, обнаруживает свои руки, которыми он, оказывается, может пользоваться, чувствует, поднята ли его рука вверх или свисает вниз, может фиксировать движения тела — туловища, рук, ног, головы.
Теперь малыш может самостоятельно удерживать голову, когда бодр, поворачивать голову за звуком или предметом, переворачиваться с боков на живот и спину, смотреть направо и налево лёжа на животе, строить гримасы, изучая мускулы своего лица.
12-я неделя. Перемены
С того момента, как ребёнок обнаруживает, что всё постоянно меняется, мир становится для него более организованным. Эти изменения позволяют ребёнку наслаждаться жизнью в новом виде. Он научается замечать движение, оценивать более мягкие переходы в звуках, текстуре, вкусе, свете.
Раньше малыш лишь ударял по игрушкам, теперь он уже может их изучать: брать в руку или в рот, рассматривать, трясти, прислушиваться, какие звуки они издают.
19-я неделя. События
В это время возможность ребёнка осознавать мир вокруг себя становится более развитой и похожей на то, как воспринимают его взрослые. Например, ребёнок вдруг понимает, что предметы не перестают существовать, когда пропадают из его поля зрения. Малыш осознаёт, что он может влиять на события: дотронуться до игрушки, взять её, повернуть, рассмотреть, снова положить.
Уровень физической активности становится намного более сложным. И хотя это может пока быть незаметным со стороны, ребёнок начинает развивать целый набор новых умений. Малыш нарабатывает отдельные навыки, которые потом сможет собрать в цепочку последовательностей, которые взрослые назовут событием.
26-я неделя. Взаимосвязи
Ребёнок учится координировать движения рук и ног с движениями всего тела. Он начинает изучать взаимосвязи между вещами, которые создают его мир. Мир внезапно становится огромным. Малыш понимает, что между ним и предметами есть расстояние и, чтобы достичь их, его нужно преодолеть.
Этот период часто называют «сепарационный кризис» или «страх отделения от мамы». Ребёнок осознает, что мама — отдельный человек, который может в любой момент уйти. Если мама уходит в другую комнату или просто отходит далеко от него, малыш начинает нервничать.
37-я неделя. Категории
Ребёнок начинает выделять сходства и различия. Он осознаёт, что разные объекты и ощущения могут быть объединены в группы или категории. Груша отличается от яблока на вид, на вкус и на ощупь, но и то, и то можно съесть. Малыш учится видеть закономерности и группировать объекты по определённым признакам. Развиваются его обоняние, осязание, зрение, слух, эмоции. Активно развивается понимание речи и эмоций.
46-я неделя. Последовательности
Начиная с этого момента, ребёнок понимает, что для достижения цели он должен произвести действия в определённой последовательности. Вместо того, чтобы разбрасывать вещи, он начнет пытаться собирать и складывать их вместе. Возможно, именно в это время малыш впервые сознательно попробует сложить кубики или пирамидку.
55-я неделя. Планирование и цели
Вскоре после своего первого дня рождения ребёнок пройдет новую ступень развития мышления и сможет освоить мир задач. Это позволит ему находить собственные подходы к тому, что происходит вокруг.
Во время прошлого скачка развития ребёнок научился видеть последовательности. Задача — это более сложное образование, чем последовательность, она позволяет достичь результата разными способами. Научившись осознавать задачи, ребёнок начнет понимать, что такое стирать, накрывать на стол, съесть свой обед, убрать комнату, одеться и множество других повседневных дел.
64-я неделя. Принципы
В возрасте около 64-й недели поведение ребёнка меняется. Он становится более активным, начинает показывать, что хочет поступать по-своему, и по-другому думать, иначе обращается с игрушками и вещами, у него меняется чувство юмора.
Мышление ребёнка становится более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он больше не следует программе, а создает её сам, вносит изменения и даже оценивает её. Он обдумывает планы и взвешивает последствия.
75-я неделя. Системы
В это время ребёнок начинает понимать системы — единство взаимозависимых элементов. Он осознаёт, что его семья не похожа другие семьи, а он сам отличается от другого ребёнка.
Постепенно малышу становится понятно, что в зависимости от его решений результаты могут меняться, а в общении можно проявлять гибкость, что у эмоций много оттенков, а у поступков есть вполне определённые последствия. Всё это связано с осознанием им собственного «Я».