Подготовка взрослого
Развитие органов чувств
Главные инструменты сложной работы по саморазвитию, которую выполняет ребёнок, — органы чувств. Благодаря им в психике малыша формируются различные виды памяти: тактильная, слуховая, топографическая и цветовая. Активное использование ребёнком всех органов чувств и накопление с их помощью информации предшествуют развитию умственных способностей и является фундаментом для становления интеллекта.
Чтобы научиться хорошо видеть, слышать, чувствовать вкусы и запахи, ребёнку в первый год жизни не нужно никаких специальных игрушек и методик. Ему достаточно разнообразия стимулов, которые поступают из окружающего мира: наблюдать за предметами и явлениями дома и на улице, пробовать новую еду, слышать разнообразные звуки, чувствовать прикосновения и поцелуи близких. Поэтому нам очень важно позволить малышу взаимодействовать с миром напрямую, а не оставаться запертым в одной комнате или в кроватке.
Чтобы научиться хорошо видеть, слышать, чувствовать вкусы и запахи, ребёнку в первый год жизни не нужно никаких специальных игрушек и методик. Ему достаточно разнообразия стимулов, которые поступают из окружающего мира: наблюдать за предметами и явлениями дома и на улице, пробовать новую еду, слышать разнообразные звуки, чувствовать прикосновения и поцелуи близких. Поэтому нам очень важно позволить малышу взаимодействовать с миром напрямую, а не оставаться запертым в одной комнате или в кроватке.
Осязание
Для новорожденного малыша осязание — главный способ познания мира. Под осязанием здесь подразумеваются не только ощущения кожного покрова ребёнка, но и слизистой его рта, языка и губ. Позднее в этот процесс будут включены ещё руки. Ребёнок подносит предметы ко рту и сосёт их. Такая исследовательская работа предшествует у малыша даже разглядыванию мира вокруг.
Для маленького ребёнка осязание — это способ отличить один предмет от другого. В первый год жизни 80% информации ребёнок получает не через руки, а посредством рта, поэтому, чтобы развитие проходило полноценно, нельзя запрещать детям исследовать предметы таким образом.
NB
В первые два месяца жизни у ребёнка формируется «схема тела» (глубинная основа психики, когда человек осознает, что у него есть голова, тело, конечности). Получить первый опыт осознания своего тела и по-настоящему «воплотиться» в этой реальности младенец может, только если у него есть постоянный тактильный контакт с другим человеком. Поэтому очень важно чаще держать ребёнка на руках и прикасаться кожей к коже. Помочь ребёнку получить опыт осязания можно также, оставляя непокрытыми ножки и ручки, чтобы он мог исследовать ими знакомые и любимые предметы.
«Водные процедуры, как и массаж, обладают успокаивающим действием. Погружённый в воду малыш сначала находится в воде полулёжа. Потом медленно расслабляется, принимает положение тела лежа и распахивает руки. Он скользит вокруг взглядом, улыбается. Мы видим картину его полной релаксации, передающую удовольствие от телесных и тактильных ощущений, от тепла и воды. Переживания малыша в этот момент сильны и проникают в самую глубь его детской души. В течение всей последующей жизни ванна с горячей водой будет ассоциироваться у него с облегчением, хорошим самочувствием, отдыхом»
Грация Хонеггер Фрешко, «Новорожденный с любовью»
Зрение
Глаза — один из самых важных органов во всей двигательной системе ребёнка. Подвижность глазных мышц позволяет ему знакомиться с окружающей обстановкой прежде, чем он сможет трогать предметы и начнет самостоятельно передвигаться.
Среди всех мышц организма мышцами глаз ребёнок почти с рождения может свободно управлять сам. Зрение новорождённого еще очень слабое: младенец видит только очень контрастные предметы, не различает детали, цвета и способен фокусироваться на предметах, расположенных не дальше 25−35 см (это расстояние до лица матери во время кормления). Но уже к концу первого месяца работа глазных мышц становится очень интенсивной, и ребёнок может рассматривать и воспринимать рельефы предметов, их форму и цвет.
В первые недели и месяцы важно не только защитить ребёнка от слишком яркого и искусственного света, но и окружить его мягкими оттенками. Лучше использовать спокойные цвета и небольшое количество предметов: такая обстановка будет побуждать ребёнка к наблюдению за окружающим миром и изучению. Если ребёнок перегружен визуальными впечатлениями, он, напротив, может закрывать глаза и абстрагироваться от того, что его окружает.
Желательно, чтобы первыми «материалами» для развития визуального восприятия были лица людей, голоса которых ребенок слышал, находясь в утробе. Он будет мысленно соотносить голоса с лицами и получит одни из самых важных и ценных визуальных впечатлений.
Желательно, чтобы первыми «материалами» для развития визуального восприятия были лица людей, голоса которых ребенок слышал, находясь в утробе. Он будет мысленно соотносить голоса с лицами и получит одни из самых важных и ценных визуальных впечатлений.
Прекрасно, если ребёнок сможет проводить время, например, в саду, где перед его глазами будут раскачивающиеся ветки деревьев, небо, цветы и птицы. Если ребёнок живет в городе и большую часть времени проводит дома, для развития визуального восприятия можно использовать мобили — лёгкие подвесные мобили, которые движутся вместе с потоками воздуха.
«В первые годы жизни важно стимулировать тактильные и слуховые ощущения, даже если в них нет прямой необходимости. Как только ребёнок полностью овладел ими, зрение на длительный период становится для него самым важным органом чувств. Другими словами, визуальные ощущения приобретают смысл только тогда, когда они сформировались на основе слуховых и тактильных ощущений»
Фредерик Корр-Монтагю
Слух
Слух у новорождённого развит хорошо, ведь уже в утробе матери ребёнок слышит разные звуки. После рождения малыш сразу различает знакомые ему шумы: голоса людей и домашних животных, музыку, реагирует на человеческую речь и голос матери. Слуховые ощущения закладывают способности ребёнка к языку и коммуникации.
C первых месяцев можно привлекать внимание ребёнка к звукам природы, знакомить его с хорошей музыкой и предлагать первые музыкальные игрушки — погремушки, колокольчики и другие простые музыкальные инструменты с приятным звучанием.
Вкус и обоняние
Клетки, способные определять различные вкусы, начинают развиваться с 7-й недели беременности, а к 13-й неделе уже работают в полную силу. На 6-м месяце внутриутробной жизни малыш заглатывает и «вдыхает» большое количество амниотической жидкости, вкус которой меняется в зависимости от того, чем питается беременная женщина. Именно так, глотая амниотическую жидкость, ребёнок впервые испытывает то, что называется вкусовыми ощущениями.
Когда малыш появляется на свет, у него уже есть некоторый опыт распознавания различных вкусов (впоследствии они станут частью его предпочтений в еде). Новорождённый различает сладкое, солёное, кислое и горькое и каждый день пробует разные вкусы вместе с молоком матери. Ближе к 5 месяцам родители могут брать ребёнка с собой за стол, чтобы у малыша постепенно просыпался пищевой интерес. После этого можно будет вводить первый прикорм и знакомить ребёнка с разными вкусами и текстурами.
В запахах младенец тоже хорошо ориентируется уже с самого рождения. Он различает запахи мамы и папы, своего дома и других мест, где часто бывает, например, салона автомобиля или дома бабушки.
Запах кожи мамы для ребёнка самый приятный и успокаивающий, поэтому лучше не использовать косметические средства с сильными отдушками, особенно в первые месяцы жизни малыша.
Запах кожи мамы для ребёнка самый приятный и успокаивающий, поэтому лучше не использовать косметические средства с сильными отдушками, особенно в первые месяцы жизни малыша.
Прекрасно, если мир запахов ребёнка будет разнообразным. С первых дней малыша можно знакомить с самыми разными натуральными запахами: домашней выпечки, цветов, леса, дождя, моря.
~
Made on
Tilda