Подготовка взрослого
Что вредит развитию ребёнка
Как бы привлекательны и красивы ни были коммерческие товары для детей из массмаркета большинство из них никак не способствует развитию ребёнка, а часто даже представляет для него опасность.
Удерживающие устройства
Такие приспособления как шезлонги и качели для младенцев фиксируют положение тела и не оставляют малышу возможности освободиться самостоятельно, что может пагубно отразиться на психике ребёнка. Если в таком оборудовании присутствует ещё и эффект укачивания (особенно с музыкой), тогда частью первого опыта ребёнка становятся неестественные процессы, искажающие его первые (и самые важные) представления о физических законах мира, пространстве, движении и возможностях своего тела. Такие предметы оказывают давление на спину и могут приводить к нарушению кровообращения.

То же касается использования ходунков и прыгунков. Хотя производство и продажа ходунков во многих странах запрещены уже более 20 лет, на рынке сейчас можно встретить даже ходунки с возможностью установки на «игровую» панель планшета.
Ребёнок никак не может контролировать себя, находясь в ходунках, как если бы он передвигался в движущейся клетке. Использование ходунков опасно для позвоночника и тормозит моторное развитие, поскольку мышцы ребёнка ещё не подготовлены к нахождению в вертикальном положении.
Использование ходунков опасно для физического и психического здоровья детей.
Использование ходунков опасно для физического и психического здоровья детей.

Подробнее о влиянии ходунков на развитие двигательных навыков у младенцев можно прочесть в исследовании Ф. Шарова и А. Кривовой.
Ещё один предмет удержания ребёнка, ограничивающий возможность общения и познания окружающего мира — это манеж. Находясь в нем, ребёнок не может свободно передвигаться и выбирать занятия. Именно поэтому дети в манежах часто кричат и бросают игрушки, чтобы привлечь внимание родителей.

Соска-пустышка
Среди родителей нет единого мнения, стоит ли давать ребёнку соску. На наш взгляд, чтобы сформировать собственное мнение, нужно разобраться в функциях сосания и в том, для чего вообще ребёнку нужна пустышка.
Опыт многих родителей и педагогов показывает, что, если дети находятся на естественном вскармливании, они отлично обходятся без соски. Некоторые малыши могут при этом сосать палец, но примерно к двум годам эта привычка уходит. Использование пустышки в этом случае не имеет смысла и может негативно сказаться на грудном вскармливании. Если ребёнок сосёт её слишком долго, у него не остается сил на высасывание молока из груди. Интервалы между кормлениями увеличиваются, и выработка молока снижается. Малыш хуже набирает вес, как следствие, ему раньше вводят прикорм и рано отлучают от груди.
Еще одно негативное последствие использования соски — неправильное развитие челюстного аппарата ребёнка. Во время сосания пустышки челюсти новорождённого испытывают гораздо меньшую нагрузку, чем при сосании груди. Это может отразиться на формировании прикуса, из-за чего младенец будет неправильно произносить звуки.
Если же ребёнок находится на искусственном вскармливании, он съедает каждую порцию пищи гораздо быстрее и с меньшими усилиями, чем младенец, которого кормят грудью. При этом потребность в опыте сосания и продолжительном контакте с матерью остаётся. Чтобы дать ребёнку на искусственном вскармливании необходимый сенсорный и эмоциональный опыт, важно позволить ему побыть на руках ещё какое-то время после завершения кормления, возможно, посасывая при этом соску. В таких обстоятельствах сосание соски приносит новорождённому большую пользу.
Если младенец находится на искусственном или смешанном вскармливании, полностью отказываться от пустышки необязательно. Важно только использовать её по назначению и следить, чтобы этот предмет не становился единственным средством успокоения для ребёнка.
Если в первый год жизни ребёнок может получить опыт успокоения не только в соске, но и на руках у матери или отца, слыша их голоса, разглядывая интересные предметы и явления или слушая музыку, то и в дальнейшем он сможет регулировать своё эмоциональное состояние разными способами.
NB
Если необходимо использовать какой-то предмет, чтобы успокоить десны или удовлетворить сосательный рефлекс, можно использовать прорезыватель с выступающими элементами. Его держит либо взрослый (если ребёнок нуждается в дополнительном сосании), либо сам ребёнок (когда в период прорезывания зубов десны нуждаются в трении).

Montessori Video, Infant - Perfect Pacifier

Привычка или зависимость от такой пустышки у детей не формируется.

Абстракции
В первые 3 года жизни происходит формирование базовых представлений человека о себе и о мире. Поэтому важная задача взрослого в это время — показать ребёнку основную функцию предметов, их значение и смысл. Разговаривая с малышом, важно называть предметы и явления настоящими, а не уменьшительно-ласкательными или вымышленными именами.
Лучше, если первые изображения предметов, растений и животных, будь то книги или картины на стенах детской, тоже будут максимально реалистичными. Сначала ребёнок должен интуитивно уловить связь между картинкой и соответствующим ей реальным объектом. Позднее он сможет не просто разглядывать и запоминать картинки, но и получать посредством их полезную информацию о мире и свойствах предметов.
Если абстракции — например, сказки, в которых животные разговаривают, а у автомобилей есть глаза и уши, — предшествуют реальному опыту и правдивым знаниям об окружающем мире, у ребёнка формируются искаженные представления о мире. Способность к абстрактному мышлению появляется у детей только после 3 лет, и невозможно пропустить момент, когда воображение ребёнка начинает естественным образом раскрываться! А до этого момента разуму маленького человека жизненно важно заложить стабильную основу и разобраться в окружающем его мире — узнать, что тарелка нужна, чтобы есть, на стуле сидят, а бумага лучше подходит для рисования, чем пол или обои.
Гаджеты
До 3 лет желательно полностью исключить из жизни малыша взаимодействие с любыми экранными технологиями, в том числе мультики «для самых маленьких» и «развивающие» игры на мобильных устройствах. Но и для ребёнка 3−4 лет, как рекомендуют врачи и педагоги, изучающие взросление и развитие детей, разумное время перед экраном — не больше 10−15 минут в день.
Развитие зрения. Если ребёнок, особенно младенец, взаимодействует с пространством экрана, его зрение формируется неправильно. Бинокулярное зрение (способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами) и острота зрения развиваются к 4 годам, а вся глазная мускулатура — только к 9. Для правильного развития зрительных функций нужно, чтобы внимание ребёнка переключалось с предметов вблизи на те, что находятся далеко, и обратно. Во время просмотра движущейся картинки на экране глаз фокусируется на определённом расстоянии и больше не двигается.
Развитие мозга. Первая и решающая стадия развития мозга заканчивается в 3 года. Если на этом этапе диапазон возможных действий для ребёнка был ограничен, то многие нейронные связи просто не сформируются, и его объём будет на 25−30% меньше.
Эмоционально-волевое развитие. Во время взаимодействия ребёнка с экраном телевизора или планшета происходит визуальная и аудиальная перестимуляция, в кровь выбрасываются гормоны стресса, и ребёнок становится возбудимым. Экраны воздействуют на мозг на низких А-волнах, что делает человека менее критичным и более внушаемым. Если такое воздействие происходит постоянно, под воздействием гормонов формируется зависимость и меняется структура мозга. Происходит задержка эмоционального развития. Вместо лиц дети видят экран, он и становится основным проводником ребёнка в мир. Он формирует модели поведения у детей, у которых ещё нет критического отношения к миру.
Развитие речи. Если ребёнок находится под постоянным воздействием внешнего источника искусственного звука (например, прослушивает аудиосказки), он учится не концентрировать на нём внимание, что, в свою очередь, приводит к нарушению речевого развития. Даже один только звук включенного телевизора тормозит развитие ребёнка. Чтобы ребёнок приобрел человеческую речь, ему нужно слышать, развивать речевой аппарат и иметь потребность говорить. Последнее возможно только при настоящем общении с другим человеком, в первую очередь со взрослым.
В первые 6 лет жизни ребёнку очень нужен разнообразный сенсорный опыт, только тогда мозг получает необходимую пищу. Поэтому очень важно, чтобы малыш исследовал мир физически, а не виртуально: копался в земле, вслушивался в незнакомые звуки, играл на музыкальных инструментах, боялся, восхищался и удивлялся. Именно это нужно ребёнку, чтобы стать человеком вполне: как и тысячи лет назад ему нужна пища для мозга, опыт. Если у ребёнка в семье есть возможность получать такой опыт, тогда гаджеты не понадобятся ещё очень долго.
NB
~
Made on
Tilda