В#раннем детстве сон крайне важен для ребёнка: от количества сна зависит здоровье, развитие и настроение младенца. Во время сна ребёнок проделывает огромный пласт внутренней работы. Вся полученная за день информация должна быть обработана и интегрирована. Сон помогает ребёнку снять колоссальное психоэмоциональное напряжение, накопленное за время бодрствования, и восстановить силы, чтобы быть активным, радостным и очень много двигаться.
Природа дала младенцу внутреннее руководство, которое мудро подсказывает ему, когда нужно спать, когда просыпаться, когда поесть, а когда подвигаться. На протяжении всего периода беременности ребёнок жил по законам этой мудрости, и теперь задача взрослых — помочь ему поддерживать связь со своими потребностями, чтобы он мог понять, когда спать, есть, отрабатывать новые навыки.
Многих проблем можно избежать, если семья со вниманием относится к потребностям малыша и не прерывает этот процесс развития, пытаясь слишком рано вписать его в свой взрослый график жизни.
Многих проблем можно избежать, если семья со вниманием относится к потребностям малыша и не прерывает этот процесс развития, пытаясь слишком рано вписать его в свой взрослый график жизни.
Нормы сна и бодрствования
Возрастная норма сна ― это время, которое в среднем необходимо спать ребёнку в каждом возрасте, чтобы выполнялись все функции сна и организм мог полностью восстановиться.
Если ребёнок радостно бодрствует днём — это, вероятно, и есть необходимая ему норма сна и исправлять ничего не нужно. Остальные члены семьи в такой ситуации тоже хорошо высыпаются, во время бодрствования ребёнка все довольны и активны.
Если ребёнок засыпает сложно, спит беспокойно и с частыми пробуждениями, капризничает, трёт глазки во время бодрствования, а взрослые ощущают постоянную усталость, значит, ребёнок спит недостаточное для своего возраста количество времени.
Источник: «Как уложить ребёнка спать без слёз», Элизабет Пэнтли
Индивидуальная норма может отличаться от средней на час или чуть больше в любую сторону, если ребёнок при этом бодр и хорошо себя чувствует.
Индивидуальная норма может отличаться от средней на час или чуть больше в любую сторону, если ребёнок при этом бодр и хорошо себя чувствует.
Признаки переутомления
Бывает так, что ребёнок спит достаточное количество времени, но всё равно проявляет признаки усталости:
С трудом засыпает
Днём плачет больше обычного
Чрезмерно взбудоражен
Не отпускает от себя взрослого
Легко огорчается
Часто сосёт свой палец или соску
Повсюду берёт с собой мягкую игрушку или другую любимую вещь
Часто засыпает в автомобиле, на диване или на полу
Дольше спит по утрам, если в доме тихо
Не выглядит таким энергичным и радостным, каким может быть
Всё перечисленное — это признаки накопившейся усталости. В таком состоянии дети часто не «отсыпаются», как делают взрослые, а, напротив, ещё больше противятся сну. Чтобы установить индивидуальное время бодрствования, нужно ориентироваться не только на таблицу, но и на эти внешние признаки переутомления конкретного малыша.
Структура детского сна
Ближе к 4 месяцам структура сна младенца начинает становиться такой же, как у взрослых. В этом возрасте цикл сна малыша состоит из двух фаз: медленный сон и быстрый сон. Этот период изменений консультанты по сну называют «регрессом четырех месяцев». Теперь, засыпая, малыши начинают свой сон с так называемого медленного сна (он включает в себя стадии вхождения в сон, поверхностного сна, и погружение в глубокий сон). А затем переходят к быстрому сну.
Медленный (глубокий) сон очень важен. Он отвечает за физический отдых и восстановление энергии, перезагружает тело, снимает накопившуюся усталость. Именно он позволяет малышу чувствовать себя энергичным, весёлым и готовым к новым открытиям.
Быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, фильтрует информацию, перезагружает мозг и обеспечивает его развитие и рост. Доля быстрого сна у ребёнка значительно больше, чем у взрослого.
У маленьких детей продолжительность цикла сна составляет 40−45 минут. Когда цикл заканчивается, ребёнок просыпается. В момент пробуждения малыш может начать отрабатывать новый навык (переворачиваться, садиться, ползать) и звать взрослого. Некоторые дети могут сразу снова заснуть и продолжить спать «длинный» сон (состоящий из нескольких циклов), другим нужна помощь. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста и условий засыпания, к которым он привык.
Ассоциации на засыпание
Чтобы после пробуждения перейти в следующий цикл сна, маленький ребёнок нуждается в восстановлении привычных для него условий. Например, взрослый держит ребёнка на руках, качают его, кормят, а потом, когда он заснул, перекладывает в постель. Проснувшись в другой обстановке, ребёнок не может снова заснуть, если условия, в которых он засыпал, не будут воспроизведены.
Младенцу необходима такая помощь взрослых в создании ассоциаций, сопровождающих обычно процесс засыпания, потому что засыпать по-другому малыш пока не умеет.
NB
В зависимости от степени влияния на сон ассоциации могут быть сильные и слабые. Если у ребёнка формируется устойчивая ассоциация на засыпание (например, засыпание с сосанием груди или соски), она может мешать здоровому, естественному сну, ведь ассоциации на сон — самая частая причина, по которой дети не могут уснуть сами после ночных пробуждений.
Сильные ассоциации
Сосание груди или соски
Звук сосания
Укачивание
Еда и питье
Сон в движении (коляска или автомобиль)
Слабые ассоциации
Звуки (белый шум)
Окружающая обстановка
Знакомые предметы
Привычная поза для сна
Это вовсе не означает, что нужно стараться укладывать ребёнка спать без укачиваний или не давать ему грудь. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить малыша засыпать естественно и самостоятельно, не полагаясь на другие предметы — разделить ассоциацию и сон. Сосание груди или укачивание вполне может быть частью ритуала отхода ко сну, но не самого процесса засыпания: мы укачиваем малыша ровно до того момента, когда он начинает расслабляться и понемногу уходить в сон, а потом даём ему возможность заснуть самому там, где он будет спать дальше — в своей кроватке.
Когда ребёнок находился в утробе, он просыпался и засыпал сам в соответствии со своими потребностями. Из-за того, что мы приучаем детей засыпать во время укачивания или на груди, они становятся зависимыми от таких условий и теряют связь со своей естественной способностью засыпать тогда, когда они устали. Задача взрослого здесь состоит в том, чтобы создать способствующую сну обстановку и научить малыша засыпать спокойно и самостоятельно, не полагаясь на вспомогательные средства.