Забота и уход
Как устроен детский сон
В#раннем детстве сон крайне важен для ребёнка: от количества сна зависит здоровье, развитие и настроение младенца. Во время сна ребёнок проделывает огромный пласт внутренней работы. Вся полученная за день информация должна быть обработана и интегрирована. Сон помогает ребёнку снять колоссальное психоэмоциональное напряжение, накопленное за время бодрствования, и восстановить силы, чтобы быть активным, радостным и очень много двигаться.
Природа дала младенцу внутреннее руководство, которое мудро подсказывает ему, когда нужно спать, когда просыпаться, когда поесть, а когда подвигаться. На протяжении всего периода беременности ребёнок жил по законам этой мудрости, и теперь задача взрослых — помочь ему поддерживать связь со своими потребностями, чтобы он мог понять, когда спать, есть, отрабатывать новые навыки.
Многих проблем можно избежать, если семья со вниманием относится к потребностям малыша и не прерывает этот процесс развития, пытаясь слишком рано вписать его в свой взрослый график жизни.
Многих проблем можно избежать, если семья со вниманием относится к потребностям малыша и не прерывает этот процесс развития, пытаясь слишком рано вписать его в свой взрослый график жизни.
Нормы сна и бодрствования
Возрастная норма сна ― это время, которое в среднем необходимо спать ребёнку в каждом возрасте, чтобы выполнялись все функции сна и организм мог полностью восстановиться.
Если ребёнок радостно бодрствует днём — это, вероятно, и есть необходимая ему норма сна и исправлять ничего не нужно. Остальные члены семьи в такой ситуации тоже хорошо высыпаются, во время бодрствования ребёнка все довольны и активны.
Если ребёнок засыпает сложно, спит беспокойно и с частыми пробуждениями, капризничает, трёт глазки во время бодрствования, а взрослые ощущают постоянную усталость, значит, ребёнок спит недостаточное для своего возраста количество времени.

Источник: «Как уложить ребёнка спать без слёз», Элизабет Пэнтли

Индивидуальная норма может отличаться от средней на час или чуть больше в любую сторону, если ребёнок при этом бодр и хорошо себя чувствует.
Индивидуальная норма может отличаться от средней на час или чуть больше в любую сторону, если ребёнок при этом бодр и хорошо себя чувствует.
Признаки переутомления
Бывает так, что ребёнок спит достаточное количество времени, но всё равно проявляет признаки усталости:
  • С трудом засыпает
  • Днём плачет больше обычного
  • Чрезмерно взбудоражен
  • Не отпускает от себя взрослого
  • Легко огорчается
  • Часто сосёт свой палец или соску
  • Повсюду берёт с собой мягкую игрушку или другую любимую вещь
  • Часто засыпает в автомобиле, на диване или на полу
  • Дольше спит по утрам, если в доме тихо
  • Не выглядит таким энергичным и радостным, каким может быть
Всё перечисленное — это признаки накопившейся усталости. В таком состоянии дети часто не «отсыпаются», как делают взрослые, а, напротив, ещё больше противятся сну. Чтобы установить индивидуальное время бодрствования, нужно ориентироваться не только на таблицу, но и на эти внешние признаки переутомления конкретного малыша.
Структура детского сна
Ближе к 4 месяцам структура сна младенца начинает становиться такой же, как у взрослых. В этом возрасте цикл сна малыша состоит из двух фаз: медленный сон и быстрый сон. Этот период изменений консультанты по сну называют «регрессом четырех месяцев». Теперь, засыпая, малыши начинают свой сон с так называемого медленного сна (он включает в себя стадии вхождения в сон, поверхностного сна, и погружение в глубокий сон). А затем переходят к быстрому сну.

Медленный (глубокий) сон очень важен. Он отвечает за физический отдых и восстановление энергии, перезагружает тело, снимает накопившуюся усталость. Именно он позволяет малышу чувствовать себя энергичным, весёлым и готовым к новым открытиям.
Быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, фильтрует информацию, перезагружает мозг и обеспечивает его развитие и рост. Доля быстрого сна у ребёнка значительно больше, чем у взрослого.
У маленьких детей продолжительность цикла сна составляет 40−45 минут. Когда цикл заканчивается, ребёнок просыпается. В момент пробуждения малыш может начать отрабатывать новый навык (переворачиваться, садиться, ползать) и звать взрослого. Некоторые дети могут сразу снова заснуть и продолжить спать «длинный» сон (состоящий из нескольких циклов), другим нужна помощь. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста и условий засыпания, к которым он привык.
Ассоциации на засыпание
Чтобы после пробуждения перейти в следующий цикл сна, маленький ребёнок нуждается в восстановлении привычных для него условий. Например, взрослый держит ребёнка на руках, качают его, кормят, а потом, когда он заснул, перекладывает в постель. Проснувшись в другой обстановке, ребёнок не может снова заснуть, если условия, в которых он засыпал, не будут воспроизведены.
Младенцу необходима такая помощь взрослых в создании ассоциаций, сопровождающих обычно процесс засыпания, потому что засыпать по-другому малыш пока не умеет.
NB
В зависимости от степени влияния на сон ассоциации могут быть сильные и слабые. Если у ребёнка формируется устойчивая ассоциация на засыпание (например, засыпание с сосанием груди или соски), она может мешать здоровому, естественному сну, ведь ассоциации на сон — самая частая причина, по которой дети не могут уснуть сами после ночных пробуждений.
Сильные ассоциации

  • Сосание груди или соски
  • Звук сосания
  • Укачивание
  • Еда и питье
  • Сон в движении (коляска или автомобиль)
Слабые ассоциации

  • Звуки (белый шум)
  • Окружающая обстановка
  • Знакомые предметы
  • Привычная поза для сна
Это вовсе не означает, что нужно стараться укладывать ребёнка спать без укачиваний или не давать ему грудь. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить малыша засыпать естественно и самостоятельно, не полагаясь на другие предметы — разделить ассоциацию и сон. Сосание груди или укачивание вполне может быть частью ритуала отхода ко сну, но не самого процесса засыпания: мы укачиваем малыша ровно до того момента, когда он начинает расслабляться и понемногу уходить в сон, а потом даём ему возможность заснуть самому там, где он будет спать дальше — в своей кроватке.
Когда ребёнок находился в утробе, он просыпался и засыпал сам в соответствии со своими потребностями. Из-за того, что мы приучаем детей засыпать во время укачивания или на груди, они становятся зависимыми от таких условий и теряют связь со своей естественной способностью засыпать тогда, когда они устали. Задача взрослого здесь состоит в том, чтобы создать способствующую сну обстановку и научить малыша засыпать спокойно и самостоятельно, не полагаясь на вспомогательные средства.
NB
~
Made on
Tilda