Домашняя среда
Вне дома.
Примечание о природе
Домашняя среда
Вне дома.
Примечание о природе
Даже самая продуманная и удобная домашняя обстановка не может заменить ребёнку настоящий мир: восходы и закаты, звёзды и облака, порывы осеннего ветра, листья, цветы и голоса птиц. Сейчас мы почти забыли, что ещё совсем недавно бóльшую часть жизни люди проходили на открытом воздухе, а в домах только укрывались от непогоды. Такая жизнь в близости с природой по-прежнему остается для ребёнка важной потребностью развития.
В Древней Руси повитуха выносила новорождённого на улицу, чтобы он впитал в себя жизненные энергии природы — Неба и Земли. Маленькие дети учатся через органы чувств и получают свои первые впечатления (буквально впечатления о небе и о земле) из окружающего мира. Но смотреть на небо и смотреть на потолок комнаты — это не одно и то же. Прекрасно, если младенец сможет спать, например, в саду, где перед его глазами будут деревья, цветы и птицы.
В первые недели жизни малышу будет достаточно смотреть на ветки деревьев, качающиеся на ветру, и вдыхать свежий воздух. Позже ему понадобятся ежедневные прогулки. Самый естественный способ перемещения с ребёнком — нести его на руках, например, в эргорюкзаке. Близость тела родителя, держащего его на руках, дает младенцу приятное ощущение безопасности и тепла. На руках у взрослого он чувствует правильность происходящего, а значит, может спокойно изучать мир, получать первый опыт движения, звуков, запахов, образов и привыкать к ощущению, что это значит — быть на этом свете.
Часто считается, что интеллект можно развивать в помещении, а развиваться физически — за его пределами. Поэтому на улицах есть только детские игровые площадки. Но такой подход разделяет работу разума и тела, расщепляя изначально целостное развитие ребёнка. Самая главная работа происходит, когда разум и тело действуют совместно в процессе творчества. В идеале, если это возможно, необходимо создать для ребёнка такое пространство, где он мог бы свободно и самостоятельно перемещаться из дома на улицу, и наоборот. Подходящим вариантом может стать веранда или балкон. Главное, чтобы это место было безопасно и интересно.
Сьюзан Мэйклин Стивенсон, «Радостное дитя»
Мы можем поддерживать ребёнка в его желании быть на свежем воздухе. Можно организовать пространство снаружи дома так, чтобы ребенок мог не только играть в песочнице, но и заняться чем-то таким, что он обычно делает в доме: посидеть с книгой, сложить пирамидку или кубики, помыть руки.
Ходите с ребёнком в лес, взбирайтесь на горы, купайтесь в морях и океанах, ходите босичком по росистой траве, совершайте пробежки по мягкому снегу, занимайтесь тай-чи, потрясающе танцуйте, читайте добрые сказки и рассказывайте истории из собственного детства. И всё это — с самого начала.
Марина Дадашева, перинатальный психолог и мать 12 детей
~
Made on
Tilda