Подготовка взрослого
Свобода движений
В первый год своей жизни ребёнок совершает огромный скачок в развитии. Новорождённый может контролировать только мышцы рта и горла, которые необходимы ему для приёма пищи и общения, но уже к году он научится управлять движениями всего своего тела. Никогда больше ребёнок не будет расти и меняться так быстро.
Возможность свободно двигаться — главное условие развития ребёнка. Разум и тело представляют собой единое целое и развиваются вместе. Движение во многих аспектах связано с выживанием и развитием, поэтому наша задача — помочь детям максимально развить этот навык.
При рождении малыши уже двигаются. Они двигают головой, руками и ногами и тянутся, но эти движения непроизвольны. Они не являются результатом осознанного выбора. Младенцам нужно тренировать мышцы, чтобы двигаться намеренно. Как только они начнут это делать, многие рефлекторные движения, заложенные природой, постепенно перестанут проявляться.
Очень важно, чтобы с самого рождения любая потребность ребёнка в движении была удовлетворена. Если моторная функция ребёнка так или иначе подавляется, это сказывается на его общем развитии.
Очень важно, чтобы с самого рождения любая потребность ребёнка в движении была удовлетворена. Если моторная функция ребёнка так или иначе подавляется, это сказывается на его общем развитии.
Ребёнок развивается правильно, если у него появляются осознанные и скоординированные движения, инициируемые и управляемые им самим. Именно на этом в Монтессори методе нацелены занятия, которые мы предлагаем младенцам. Мы предоставляем им возможность через повторяющиеся движения тренировать мышцы и учиться контролировать своё тело.
Роль ребёнка — исследовать, инициировать движение, получать удовольствие от изучения возможностей своего тела и отрабатывать координацию.
Задача взрослого — не вмешиваться в эти исследования, но поддерживать их. Мы можем обеспечить разнообразную среду, способствующую развитию малыша, и создать условия для решения им новых задач.
«В одном и том же возрасте один ребёнок будет работать над координацией глаз, другой сосредоточится на воспроизведении звуков, третий — на отжиманиях и попытках перемещаться по комнате. Одному захочется попробовать сидеть за столом уже в первый год жизни, другому будет достаточно грудного вскармливания. Одному сразу понравится сидеть на горшке, другому это будет неинтересно. Лучшее, что мы можем сделать, — это поддержать свободное движение и предоставить ребёнку наилучшую языковую модель. А затем наблюдать, слушать, уважать и убраться с дороги.
Сьюзан Мейклин Стивенсон
Взрослые должны дать ребёнку возможность двигаться в соответствии с развитием своих способностей, постепенно учиться протягивать руку и хватать, переворачиваться, ползать, садиться, вставать у опоры и ходить — и всё это самостоятельно. Только так можно помочь детям обретать новые навыки и овладевать все более сложными видами двигательной активности.
Для того, чтобы это происходило, нам необходимо создать подходящие для успеха в отработке новых навыков условия и дать ребёнку поддержку, нашу веру в него и в то, что у него всё получится. Поэтому, чем раньше мы дадим малышу возможность проводить время бодрствования на полу, тем лучше.
Читать также:
В доме моего детства жила кошка. Мы восхищались её материнскими качествами. Когда один из котят искал приключений на подоконнике третьего этажа, а мы дрожали в страхе за его жизнь, мать-кошка следовала за котёнком шаг за шагом, казалось, не глядя на него. Но, как только он пытался обогнуть угол или терял равновесие, она слегка тут же тихонько подтягивала его за загривок, не давая соскользнуть вниз. Когда мне случается выслушивать увещевания взрослых: «Не бегай, а то упадёшь», «Не лезь», «Стой спокойно, не трогай», «Ты ещё маленький, не можешь это делать», — я вспоминаю нашу кошку. Она не запрещала котёнку самостоятельно экспериментировать, но в то же время защищала его от опасности.
Хонеггер Фрешко, «Новорожденный с любовью»
Активный характер ребёнка закладывается в первые годы жизни. Результатом адекватной реакции взрослых на потребности ребёнка становится не только его спокойствие и счастье, но и проявление умственных способностей.
NB
Таблица развития движений
Возраст
Движения рук
Движения тела
1 месяц
Рука не может держать предмет
Пытается поднимать голову, ноги согнуты в коленях
2 месяца
Наблюдает за своими руками, пытается совершать хватательные движения
Активно машет ручками и ножками
3 месяца
  • Целенаправленно схватывает различные предметы (одеяла, игрушки)
  • Ещё не умеет отпускать, вместо этого трясет рукой
  • Хорошо держит голову
  • Лёжа на животе, опирается на руки и приподнимает верхнюю часть туловища
4 месяца
  • Хорошо управляет руками
  • Удерживает вложенную в руку игрушку
Опирается на выпрямленные руки, пытается перевернуться с живота на спину
5 месяцев
  • Самостоятельно и осознанно берёт игрушки и подносит ко рту
  • Мелкие предметы берёт указательным и большим пальцами
  • Лёжа на спине, поднимает руки, ноги и расставляет их в стороны
  • Лёжа на животе, занимает позу самолётика — расставляет руки в стороны, а ноги вытягивает
  • Перекатывается: передвигается на животе, подтягиваясь с помощью рук
6 месяцев
Перекладывает предметы из одной руки в другую
  • Переворачивается на живот и обратно на спину, пытается встать на четвереньки
  • Если посадить, удерживает тело в таком положении
7-9 месяцев
  • Большой палец начинает участвовать в захвате предметов («обезьяний захват»)
  • Подолгу держит предметы в руках и исследует их
  • Большой палец при захвате оказывается напротив остальных
  • Ползает, пытается держать равновесие
  • Полностью выпрямляет туловище
  • Самостоятельно сидит прямо с согнутыми в тазобедренных суставах ногами
  • Начинает вставать на ноги, непродолжительное время стоит
  • Может стоять на носочках, затем — на стопах
  • Самостоятельно стоит у опоры подтягивается к ней
9-12 месяцев
  • Появляется захват, в котором участвуют большой и указательный пальцы («пинцетный захват»)
  • Манипулирует всё более мелкими предметами
  • Умеет отпускать предметы из рук, бросает предметы на пол
  • Хорошо ползает
  • Осваивает ходьбу с опорой, постепенно начинает ходить сам
~
Made on
Tilda