Домашняя среда
Дом, подходящий для ребёнка
Почти все родители попадают под влияние огромного количества информации о том, что необходимо ребёнку. Но чаще она нацелена на продажу конкретных товаров, а не на создание обстановки, которая действительно помогает детям расти. Большинство детских вещей из массмаркета не просто излишне стимулируют ребёнка, но и тормозят развитие важнейших способностей — языка, движения, концентрации. Яркий пример — чрезмерное количество игрушек, а также переизбыток у них функций, неестественно яркие цвета и искусственные звуки.
На самом деле простая, естественная и спокойная домашняя обстановка, которая дает чувство защищенности, способствует общению со всеми членами семьи и развитию двигательных навыков, — это и есть лучшие условия для развития ребёнка.
На самом деле простая, естественная и спокойная домашняя обстановка, которая дает чувство защищенности, способствует общению со всеми членами семьи и развитию двигательных навыков, — это и есть лучшие условия для развития ребёнка.
Вот некоторые принципы, которые нужно иметь в виду при организации детского пространства:
  • Упорядоченность
В первые несколько лет жизни дети очень восприимчивы к порядку. Если пространство и окружение предсказуемо, ребёнок спокоен и может развиваться. Если же в месте, где живет ребёнок, нет четких ориентиров, тогда вместо развития он будет тратить силы на их поиски и попытки понять, что с ним будет происходить в следующий момент.
Когда пространство, в котором ребёнок проводит время, поделено на зоны, это создаёт уверенность и помогает сделать режим дня предсказуемым и понятным.
  • Естественность
Хорошо, если домашняя среда, подготовленная для ребёнка, будет простой и естественной. Светлые и чистые природные тона в интерьере помогают формировать верные представления о цветах. Естественное или рассеянное искусственное освещение не просто комфортно для восприятия, но и влияет на выработку гормонов. У новорождённых нет способности к терморегуляции, и одежда не дает тепло, а сохраняет его, поэтому в помещении, где ребёнок проводит время, должна быть комфортная температура (20−24 °C) и достаточная влажность, поскольку сухой воздух осложняет носовое дыхание.
Тепло, необходимое новорождённому, должно поступать ему из его окружения, а не от одежды. Так как он жил до этого в теплом материнском теле, то не развивал достаточно температуру тела, чтобы дать отпор внешней температуре. Но одежда не греет, а лишь препятствует тому, чтобы тело теряло тепло, и значит, она полностью не подходит для новорождённого. Помещение, где пребывает ребёнок, должно быть тёплым, и в этом случае одежда будет только препятствовать доступу теплого воздуха к телу ребёнка.
Мария Монтессори, «Дети — другие»
Лучше всего выбирать для детской мебель, игрушки, посуду и текстиль из натуральных, неокрашенных материалов. Они не только более безопасны для детей, но и гораздо приятнее пластмассы. Предметы из дерева, хлопка, шерсти или металла дают ребёнку настоящую информацию об окружающем мире и правильную обратную связь об их качествах — вес, звук, текстура, запах, вкус.
  • Свобода движений
Ребёнок полноценно развивается умственно, эмоционально и физически, когда может свободно перемещаться и исследовать окружающий его мир через все органы чувств. Детям нравится, когда их носят на руках и прижимают к груди, но, помимо этого, необходимо давать им возможность уже с первых дней жизни упражняться в развитии своих двигательных — а значит, и умственных — способностей. Разум и тело представляют собой единое целое и развиваются вместе. Очень важно, чтобы с самого рождения любая потребность ребёнка в движении была удовлетворена. Если моторная функция младенца так или иначе подавляется, это непременно сказывается на его общем развитии.
  • Участие в жизни семьи
С первых дней жизни ребёнок хочет быть с семьей, наблюдать за взрослыми и окружающей обстановкой, слушать голоса, смех, музыку или умиротворяющую тишину, а не проводить дни в изолированной детской. В каждой комнате — спальне, гостиной, ванной, кухне — можно организовать зону, соответствующую потребностям ребёнка. Этот принцип можно воплотить даже в очень небольшом пространстве комнаты или маленькой квартиры.
Маленькие дети обладают обостренным чувством порядка. Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности, в первые годы жизни лучше не менять обстановку в доме или делать это минимально, добавляя или убирая только соответствующие возрасту элементы среды. Это возможно благодаря планированию пространства, в котором будет жить ребёнок, поэтому лучше всего готовить домашнюю среду до рождения.
NB
~
Made on
Tilda