© 2beparents

Сообщество Монтессори школ, родителей и педагогов

Casa Home
Глоссарий Монтессори терминов
Метод Монтессори, как и любая наука, имеет свой собственный набор лексики и терминологии. Монтессорианцев объединяет очень специфический набор кратких ссылок, которые пробуждают в памяти Мир Ребёнка, описанный Марией Монтессори.
Глоссарий Монтессори терминов относится к теории и практике для уровня 3−6. Он был подготовлен покойной Аннет Хейнс (Учебный центр Монтессори в Сент-Луисе) по просьбе Молли О’Шонесси (Монтессори-центр в Миннесоте), чтобы сопровождать её лекцию на совместном ежегодном курсе повышения квалификации, проведённом в Тампе, штат Флорида, в феврале 2001 года.
~

Источник: montessori-ami.org

Перевод: Марина Белых

Адаптация
С идеей Впитывающего разума (Haines, 1993) связана особая сила маленького ребёнка, которую можно назвать силой адаптации. Эта сила представляет собой процесс, посредством которого маленький ребёнок использует окружающую среду для развития и, таким образом, становится частью этой среды. Маленький ребёнок впитывает культуру своего времени и места, поглощая весь дух, обычаи, стремления и взгляды общества, просто проживая в этом социуме.
Анализ движения
Методика, используемая учителями Монтессори. Взрослый, показывая ребёнку сложное действие, разбивает его на части и показывает шаг за шагом, выполняя каждое движение медленно и точно. Таким образом, действие превращается в последовательность простых движений, и у ребенка больше шансов на успех, когда «ему предоставлена свобода их использования». (Монтессори, 1966)
Внутренняя дисциплина
Самодисциплина. Дисциплина в хорошо организованном классе Монтессори не является результатом контроля учителя или поощрений и наказаний. Его источник находится внутри каждого отдельного ребёнка, который может контролировать свои собственные действия и делать позитивный выбор в отношении личного поведения. Самодисциплина напрямую связана с развитием воли.
Впитывающий разум
Ум, способный быстро и без усилий усваивать знания. Монтессори утверждала, что ребёнок от рождения до шести лет обладает Впитывающим разумом.
Грация, вежливость и любезность
Аспект Практической Жизни. Небольшие уроки, демонстрирующие позитивное социальное поведение, помогают маленькому ребёнку адаптироваться к жизни в группе и вооружают его знаниями о социально приемлемом поведении: практическая информация, полезная как в школе, так и вне её.
Девиации
Поведение, обычно наблюдаемое у детей в результате возникновения какого-либо препятствия на пути нормального развития. Такое поведение обычно можно понимать как отрицательное (трусливый, деструктивный ребёнок и т. д.) или положительное (созерцательный, тихий ребёнок). Как положительные, так и отрицательные девиации исчезают, как только ребёнок начинает концентрироваться на свободно выбранной работе.
Дом детей
Перевод с итальянского названия Casa dei Bambini. Место для жизни и роста детей от 3 до 6 лет. Всё необходимое для оптимального развития человека включено в безопасную и спокойную среду.
Звуковые Игры
Многие дети знают алфавит, но не анализировали звуки в словах и не знают, что слова состоят из отдельных звуков (фонематическая осознанность). Начиная с двухлетнего возраста (или как только ребенок начинает бегло говорить), звуковые игры могут помочь ему осознать звуки в словах. Произносится звук, а не название буквы.
Изоляция сложностей
Прежде чем провести презентацию, Монтессори учитель анализирует деятельность, которую хочет показать ребёнку. Действия или движения, которые могут вызвать проблемы, изолируются и показываются ребенку отдельно. Например, удержание и обрезание ножницами, простое движение, показано перед вырезанием изогнутых или зигзагообразных линий; складывание салфеток показано перед мытьем стола, что требует складывания. Задача не должна быть ни настолько трудной, чтобы казаться непосильной, ни настолько легкой, чтобы казаться скучной.
Изучение Взрывов
Развитие человеческого потенциала часто не является медленным и устойчивым; приобретения, похоже, происходят внезапно, почти в одночасье, и оказывают взрывное воздействие. Такие вспышки обучения являются внезапным внешним проявлением длительного процесса внутреннего роста. Например, взрыв разговорной речи в возрасте около двух лет является результатом многих месяцев внутренней подготовки и умственного развития.
Классификация
Сортировка. Выделение или распределение, в соответствии с общими характеристиками. Маленький ребёнок занимается классификацией, потому что этот процесс необходим для формирования интеллекта. Монтессори среда предлагает множество возможностей для классификации.
Концентрация внимания
Признавая, что «чем дольше человек занимается какой-либо темой, тем лучше овладевает ею», известный американский психолог Уильям Джеймс заметил: «Образование, которое должно улучшить эту способность, было бы выдающимся.» (1892/1985)

Монтессори, знавшая Джеймса, создала именно это. Она считала, что если среда подготовлена «объектами, которые соответствуют… тенденциям формирования» (1949/1967), то энергия и интерес ребёнка были бы сосредоточены на том аспекте среды, который соответствовал его потребностям развития.
Контроль ошибок
Способ обеспечения мгновенной обратной связи. Каждое занятие Монтессори даёт ребёнку какой-то способ оценить свой собственный прогресс. Это передает контроль в руки ученика и защищает самооценку и самомотивацию маленького ребёнка. Контроль ошибок является важным аспектом самовоспитания.
Координация движения
Одно из главных достижений раннего детства. Собственными усилиями ребёнок заставляет себя совершенствовать свою мышечную координацию и, следовательно, приобретает все более высокие уровни независимого функционирования. Из-за этой потребности в развитии детей привлекают занятия, связанные с движением, и особенно те, которые требуют определенного уровня точности и аккуратности.
Косвенная подготовка
Так природа готовит разум. В каждом действии есть сознательный интерес. Благодаря этому интересу ум готовится к чему-то в будущем. Например, маленький ребёнок будет наслаждаться составлением различных треугольных фигур, совершенно не подозревая, что из-за этой работы его ум позже будет лучше воспринимать геометрию. Также называется отдалённая подготовкой (пропедевтика), более глубокая образовательная цель многих занятий Монтессори отдалена во времени.
Косвенная презентация
Из-за впитывающей природы разума маленького ребёнка каждое действие или событие можно рассматривать как урок. Подразумевается, что дети учатся, наблюдая за работой других детей или наблюдая за уроком, преподанным другому. Точно так же они быстро усваивают модели поведения и язык, используемые семьей, соседскими детьми и даже телевидением.
Ложная Усталость
Явление, наблюдаемое в Домах детей по всему миру — часто примерно в 10 часов утра дети, кажется, теряют интерес к работе, их поведение становится беспорядочным, а уровень шума повышается. Может показаться, что дети устали. Однако, если Монтессори педагог поймёт, что это просто ложная усталость, они вернутся к работе самостоятельно, и их работа будет на еще более высоком уровне, чем раньше.
Максимальное усилие
Детям, похоже, нравится трудная работа, которая проверяет их способности и дает ощущение их растущей силы. Они ликуют, прилагая максимум усилий. Например, крошечному ребёнку будет трудно нести поднос со стаканами сока или толкать тяжёлую тачку, в то время как дети школьного возраста, если им позволят самим решать свои проблемы, предпочтут разобраться со сложным уравнением (I + 2 + 3 +4… + 10) 2 вместо того, чтобы зубрить 3 + 5 = … и 6 + 2 = …
Математический склад ума
Все дети рождаются с математическим складом ума, то есть у них есть склонность к обучению вещам, которые повышают их способность быть точными и упорядоченными, наблюдать, сравнивать и классифицировать. Люди естественно склонны вычислять, измерять, рассуждать, абстрагироваться, воображать и творить. Но этой жизненно важной части интеллекта необходимо оказывать помощь и направлять её, чтобы она развивалась и функционировала. Если математика не является частью опыта маленького ребёнка, его подсознание не примет её позже.
Независимость
Не зависеть от другого «с различными оттенками смысла». (Оксфордский толковый словарь) Нормальные этапы развития, такие как отлучение от груди, ходьба, речь и т. д., можно рассматривать как серию событий, которые позволяют ребёнку достичь большей индивидуализации, автономии и саморегуляции. На протяжении всех четырех планов развития ребёнок и юный взрослый постоянно стремятся стать более независимыми. Это, как если бы ребёнок сказал: помоги мне помочь самому себе.
Нормализация
Если маленькие дети будут постоянно испытывать периоды спонтанной концентрации на свободно выбранной работе, они начнут проявлять признаки нормального развития: любовь к работе, привязанность к реальности, любовь к тишине и работе в одиночестве. Нормализованные дети — более счастливые дети: полные энтузиазма, щедрые и помогающие другим. Они делают конструктивный выбор работы, и их работа отражает их уровень развития.
Обогащение словарного запаса
Словарный запас маленького ребенка увеличивается в геометрической прогрессии в возрасте от 3 до 6 лет. Чтобы утолить эту естественную жажду слов, дается словарный запас: названия из разделов биологии, геометрии, географии и так далее можно выучить так же, как названия качеств, обнаруженных в сенсорном материале. Впитывающий разум ребёнка усваивает все эти новые слова «быстро и блестяще». (Монтессори, 1946)
От конкретного к абстрактному
Прогрессия, логически соответствующая развитию. Сначала ребёнка знакомят с конкретным материалом, который воплощает абстрактную идею, такую как размер или цвет. Получив практический опыт, разум ребёнка улавливает идею, заложенную в материале, и формирует абстракцию. Только по мере развития ребёнка он постепенно способен постичь ту же самую идею в символической форме.
От простого к сложному
Принцип, используемый в последовательности презентаций в классе Монтессори. Дети сначала знакомятся с концепцией или идеей в её простейшей форме. По мере того, как они развиваются и становятся способными устанавливать более сложные связи, они в конечном итоге способны обрабатывать информацию, которая является менее изолированной.
Повторение
Работа маленького ребёнка сильно отличается от работы взрослого. Когда взрослый работает, он ставит перед собой цель достичь какого-то результата и прекращает работу, когда цель достигнута. Ребёнок, однако, работает не для достижения внешнего результата, а скорее для достижения внутреннего. Следовательно, ребёнок будет повторять действие до тех пор, пока не будет достигнута внутренняя цель. Бессознательное стремление повторять помогает ребёнку координировать движения или приобретать определённые способности.
Подготовленная среда
Класс Монтессори — это среда, подготовленная взрослым для детей. Он содержит все необходимое для оптимального развития, и ничего лишнего. Атрибуты подготовленной среды включают порядок и реальность, красоту и простоту. Все рассчитано на ребёнка, чтобы улучшить самостоятельное функционирование детей. Обученный взрослый и достаточно большая группа детей разного возраста составляют жизненно важную часть подготовленной среды.
Помощь с периферии
Периферия — это та часть ребёнка, которая соприкасается с внешней реальностью. Ребёнок воспринимает впечатления через органы чувств и через движение. Помощь с периферии означает представление предметов и действий таким образом, чтобы вызвать целенаправленное движение со стороны ребенка. «Мы никогда не даем глазу больше, чем даём руке» (Стэндинг, 1957).
Послушание
Послушание — это акт воли, и оно развивается постепенно, проявляясь «неожиданно в конце долгого процесса взросления». (Монтессори, 1967) Пока происходит это внутреннее развитие, маленькие дети могут иногда слушаться, но совершенно не способны слушаться постоянно. По мере того, как их воля развивается, благодаря осуществлению свободного выбора, дети начинают обладать самодисциплиной или самоконтролем, необходимыми для послушания.
Презентация
Взрослый в среде Монтессори не преподаёт в традиционном смысле этого слова. Скорее всего, педагог показывает ребёнку, как пользоваться различными предметами, а затем оставляет ребёнка для свободного изучения и экспериментов. Этот акт демонстрации называется презентацией. Чтобы быть эффективным, это должно быть сделано медленно и точно, шаг за шагом и с минимумом слов.
Психический эмбрион
Первые три года жизни — это период ментального созидания точно так же, как 9 месяцев внутриутробного развития — это период физического созидания. Мозг ожидает опыта в окружающей среде, чтобы конкретизировать генетический проект. Поскольку так много умственного развития происходит после рождения, Монтессори назвала человеческого младенца психическим эмбрионом.
Работа
С эволюционной точки зрения длительный период детства существует для того, чтобы дети могли учиться и экспериментировать в относительно свободной от давления среде. Большинство социологов называют это свободное от давления экспериментирование игрой (например, Карл Гроос, 1901), хотя Монтессори предпочитала называть эту деятельность работой детства. Дети, безусловно, серьезны, когда участвуют в играх, отвечающих потребностям развития, и, если у них есть свобода и время, они предпочтут целенаправленные действия легкомысленным выдуманным занятиям.
Развитие воли
Способность хотеть или выбирать делать что-то с сознательным намерением формируется постепенно в течение первого плана развития человека (0−6) и укрепляется с помощью практики. Среда Монтессори предлагает ребёнку множество возможностей для выбора. Сила воли или самоконтроль, является результатом множества мелких решений повседневной жизни в школе Монтессори.
Разновозрастный класс
Одной из отличительных черт метода Монтессори является то, что дети разного возраста работают вместе в одном классе. Возрастные группы основаны на стадиях развития.

Дети в возрасте от 3 до 6 лет находятся вместе в Доме детей; 6−9-летние дети посещают младшую начальную школу, а старшая начальная школа состоит из 9−12-летних. Поскольку работа индивидуальна, дети развиваются в своем собственном темпе; между возрастами существует скорее сотрудничество, чем соперничество.
Сензитивные периоды
Маленькие дети испытывают переходные периоды восприимчивости, их внутренняя мотивация или побуждение к деятельности обусловлены специфической чувствительностью. Считается, что ребёнок в сензитивный период проявляет спонтанную концентрацию, когда занимается деятельностью, соответствующей определенной восприимчивости. Например, дети в сензитивный период порядка, будут увлечены деятельностью, связанной с упорядочиванием.
Можно будет наблюдать, как они выбирают такие виды занятий и становятся глубоко сосредоточенными, иногда повторяя это действие снова и снова, без внешнего вознаграждения или поощрения. Маленькие дети естественным образом хотят взаимодействия с теми специфическими аспектам окружающей среды, которые отвечают их потребностям в развитии.
Сенсорные материалы
Сенсорные материалы были созданы для того, чтобы помочь маленьким детям в процессе формирования и организации их интеллекта. Каждый, научно разработанный материал, выделяет качества, встречающиеся в мире, такие как цвет, размер, форма и т. д. И эта изоляция фокусирует внимание на одном определённом аспекте. Ребёнок, повторяя манипуляции с этими объектами, приходит к формированию четких идей или абстракций. То, что невозможно объяснить словами, ребёнок познает на собственном опыте, работая с сенсорными материалами.
Социализация
«Процесс, посредством которого индивид приобретает знания и способности, позволяющие ему, становится действующим членом социальной группы с определенным социальным порядком». (Остеркорн, 1980) «Оптимальное социальное обучение происходит, когда объединены разновозрастные дети». (Хелльбрюгге, 1979)
Творчество/воображение
Воображение включает в себя формирование ментальной концепции того, что на самом деле не присутствует в импульсах от органов чувств. Творчество — это продукт воображения и результат мысленной рекомбинации воображаемых идей новыми и изобретательными способами. И то, и другое зависит от ментальных образов, сформированных в результате сенсорного опыта.
Точки интереса
Монтессори понимала, что, если дети будут тратить слишком много времени на сложную задачу или не смогут освоить необходимые элементы, упражнение перестанет их интересовать. Поэтому она предложила, чтобы интересные моменты чередовались на протяжении каждого мероприятия. Эти пункты направляют ребенка к его или её цели и стимулируют повторение и интерес, предлагая немедленную обратную связь, или то, что Монтессори называла контролем ошибок. Успеваемость ребёнка совершенствуется путем проб и ошибок, а точки интереса выступают в качестве указателей на пути к успеху.
Трехчасовой рабочий цикл
За годы наблюдений по всему миру Монтессори пришла к пониманию того, что дети, когда им предоставляют свободу, демонстрируют чёткий рабочий цикл, который настолько предсказуем, что его можно даже изобразить на графике. Этот цикл с двумя вершинами и одной долиной длился примерно три часа. В школах Монтессори у детей есть три часа свободного, непрерывного времени, чтобы выбрать самостоятельную работу, глубоко погрузиться в неё и повторить ради собственного удовольствия.
Упражнения практической жизни (УПЖ)
Одно из четырёх направлений деятельности подготовленной Монтессори среды. Упражнения Практической жизни напоминают простую домашнюю работу: подметание, вытирание пыли, мытьё посуды и т. д. Эти целенаправленные действия помогают ребенку адаптироваться к своему новому сообществу, научиться самоконтролю и начать видеть себя частью социальной группы. Интеллект ребёнка растет по мере того, как он работает руками; его личность становится целостной, поскольку тело и разум функционируют как единое целое.
Ценность языка
С самых первых дней в классе Монтессори детям предоставляется возможность слушать правдивые истории об знакомых вещах и событиях, рассказанные с большим выражением. Песни и стихи являются частью повседневной жизни класса. Учительница демонстрирует искусство беседы и с уважением слушает своих юных учеников. Просмотр красивых книг с прекрасными, реалистичными картинками также является частью развития ценности языка.
Цикл деятельности
Маленькие дети, когда занимаются деятельностью, которая их интересует, будут повторять её много раз и без видимой причины, внезапно останавливаясь только тогда, когда внутренняя потребность, которая побуждала ребенка к деятельности, была удовлетворена. Чтобы обеспечить возможность длительных и сосредоточенных рабочих циклов, Монтессори выступает за трёхчасовой непрерывный рабочий период.
Человеческие тенденции
Центральным принципом философии Монтессори является то, что человеческие существа проявляют определённые предрасположенности, которые являются универсальными, вне возрастных, культурных и расовых барьеров; они существуют с самого зарождения вида и, вероятно, имеют эволюционное происхождение. «Монтессори подчёркивает необходимость служить тем особым чертам характера, которые оказались тенденциями человека на протяжении всей его истории». (Марио Монтессори, 1966)
~
Made on
Tilda