Подготовка взрослого
Развитие речи
Работа по развитию речи начинается ещё до рождения ребёнка. Уже в утробе малыш начинает воспринимать и усваивать шаблоны языка, который окружает маму, он слышит её дыхание и голос, а также другие голоса и звуки внешней среды. Если мы разговариваем с малышом, поём ему и ставим музыку, когда он ещё в утробе, он будет узнавать эти звуки, когда родится.
Новорождённый воспринимает человеческую речь как приятный или неприятный шум в зависимости от её громкости и тембра и очень интересуется звуком человеческого голоса, внимательно изучает лицо и губы говорящего. Около 3 недель от роду младенец проявляет явные признаки удовольствия, когда слышит речь, если она звучит не слишком громко. В следующие месяцы ребёнку очень нравится слышать голос матери и некоторые виды музыки (особенно если это короткая, несколько раз повторяющаяся мелодия с простым ритмом, исполненная на одном музыкальном инструменте).
Плач как способ общения
Сначала новорождённый может с нами общаться только с помощью плача, поэтому очень важно, чтобы родители и те люди, которые вовлечены в уход за ребёнком, правильно откликались на его сигналы и общались с ним.
Взрослым часто кажется, младенцы плачут оттого, что голодны или испытывают боль. Но для детского плача существует гораздо больше причин. Младенец может звать взрослого на помощь, потому что обеспокоен мокрой пелёнкой, холодом, жарой, плохим воспоминанием или тем, что просто чувствует одиночество.
  • Екатерина Терентьева
    Автор программы
    По моему опыту чаще всего дети плачут, потому что хотят быть рядом со взрослыми, там, где происходит какая-то активность. Я часто встречаюсь с сомнениями мам о том, насколько это нормально, если ребёнок постоянно хочет быть на руках. И здесь важно помнить о периоде «донашивания» или «внешней беременности», который длится ещё около 9 месяцев после рождения малыша. Когда мама знает о такой потребности ребёнка, эти моменты воспринимаются ей гораздо легче.
Когда ребёнок только начинает плакать, взрослый может мягко и успокаивающе заговорить с ним, чтобы дать знать малышу, что рядом с ним кто-то есть. Часто этого может быть достаточно, чтобы ребёнок перестал плакать. Если малыш продолжает плакать, можно установить с ним зрительный контакт или осторожно прикоснуться. Если и после этого ребёнок просит о помощи, скорее всего, что-то доставляет ему дискомфорт: складки на одежде, мятая простынь, мокрый подгузник, желание изменить положение тела или он просто нуждается в том, чтобы быть у вас на руках. И гораздо реже оказывается, что ребёнок голоден.
Существуют и другие сигналы — младенец подаёт нам их ещё до того, как заплачет. Если мы будем внимательно наблюдать, то скоро научимся считывать эти подсказки и предугадывать потребности ребёнка. Так мы поможем ему общаться с нами без необходимости плакать.
Наблюдая за ребёнком, родители довольно быстро могут научиться распознавать, что именно означает каждый плач малыша. Когда ребёнок растет в атмосфере любви и понимания, его крик уже в первые недели сменяется первыми звуками речи.
Наблюдая за ребёнком, родители довольно быстро могут научиться распознавать, что именно означает каждый плач малыша. Когда ребёнок растет в атмосфере любви и понимания, его крик уже в первые недели сменяется первыми звуками речи.
Плач ребёнка может вызвать у нас сильную реакцию, и это — вполне естественно, ведь это один из природных механизмов защиты младенцев. На реакцию взрослого могут также влиять его эмоциональное состояние в моменте и собственный детский опыт. Важно уметь преодолевать инстинктивный порыв «бей, беги, замри» и реагировать спокойно и уважительно.
В такие моменты важно дать себе время успокоиться и вывести мозг из иррационального режима прежде, чем что-то сказать или сделать — глубоко подышать, попить воды, сделать то, что вам помогает почувствовать себя более уравновешенной.
Затем — признать чувства ребёнка. Ещё даже не подойдя к нему, можно спокойно сказать: «Я слышу тебя, я уже иду». Наши слова имеют огромное значение, поэтому подбирать их следует очень внимательно. Если мы знаем, почему ребёнок плачет, можно проговорить, что произошло: «Тебе стало очень грустно одному. Давай я возьму тебя на руки».
Произнося фразы типа «хватит плакать», «с тобой же всё в порядке», «ничего страшного не произошло», мы, сами того не понимая, можем проигнорировать чувства ребёнка и отмахнуться от них — послать ему сигнал, что-то, что он испытывает — неважно. Вместо этого позвольте ребёнку испытать эти эмоции, дайте знать, что понимаете его, что вы рядом. Так мы принимаем и уважаем чувства наших детей.
NB
Даже самый маленький ребёнок достоин того, чтобы слышать и понимать, что с ним происходит. И в этом заключается наша большая задача — предполагать причину плача, обозначать для малыша события и чувства и совершать действия, чтобы помочь ребёнку.
Также важно помнить, что после рождения дети проводят большую работу по адаптации к условиям внешнего мира: малыша могут беспокоить колики или какие-то другие моменты, связанные с его физиологией. В это время очень важно устанавливать контакт с ребёнком, наблюдать за ним и поддерживать его.
Взрослым в этот период тоже бывает непросто, поэтому очень важно помнить и о том, что мы тоже нуждаемся во внимании и поддержке.
Общение для развития речи
Ребёнок не рождается с готовым речевым аппаратом — в первый год жизни он активно его развивает. Отчасти это происходит само собой, но многое зависит и от практики: чтобы научиться говорить, ребёнок должен быть способен говорить (работающие голосовые связки), слышать звуки, которые мы издаём, испытывать желание говорить и слышать богатую выразительную речь взрослых.
В первый год для развития речи можно обходиться вообще без материалов. Наш самый важный вклад в развитие речи малыша — это наш богатый, настоящий язык и доброжелательный отклик на любые его попытки коммуникации.
К 2 месяцам ребёнок начинает издавать более сложные звуки. Если родители откликаются и вступают в разговор, повторяя за ним звуки, ребёнок будет знать, что взрослые слышат его, что общение с ним для них важно. После нескольких таких повторений малыш начнет издавать звуки специально, чтобы их повторили, и в конце концов сам попробует повторить звуки взрослого.
Мы можем подготовить ребёнка к освоению речи, если будем говорить ясно, не повышая и не утоньшая голос, не будут использовать уменьшительные формы слов и чрезмерно упрощать свою речь рядом с ребёнком.
Мы можем подготовить ребёнка к освоению речи, если будем говорить ясно, не повышая и не утоньшая голос, не будут использовать уменьшительные формы слов и чрезмерно упрощать свою речь рядом с ребёнком.
Даже с совсем маленькими детьми можно общаться по-настоящему: рассказывать добрые и забавные истории из своей жизни, читать любимые стихи, рассказывать, что происходит в каждый момент.
Дети приходят в восторг, когда взрослый проговаривает действия, например во время купания или переодевания. Атмосфера, в которой совершаются эти действия, и слова, направленные в этот момент к ребёнку, ложатся в основу самых важных первых впечатлений. Перед тем как взять ребёнка на руки или поцеловать, спросите у него разрешения или просто предупредите его о том, что собираетесь сделать: «Саша, сейчас я возьму тебя на руки. Пора купаться. Я мою твою правую ручку, а теперь — левую.» Дети понимают, если их о чем-то спрашивают или предлагают выбор, главное — делать это всерьёз. Такое наполненное любовью и уважением общение не просто побуждает ребёнка общаться в ответ, но позволяет ему чувствовать себя ценным и значимым.
Также важно проговаривать и действия и реакции самого малыша: «Ты улыбаешься, тебе очень нравится, когда я тебя глажу», «Ты трогаешь своё лицо, ты выглядишь сонным». Когда мы делаем это, ребёнок начинает связывать определённые действия со словами.
О чём бы вы ни разговаривали с ребёнком, стремитесь к полноценному общению. Произнося что-либо, говорите спокойно и медленно, поддерживайте зрительный контакт и ждите реакции. Младенцы обрабатывают информацию гораздо медленнее, чем взрослые и более старшие дети. Ребёнок может издать звук или совершить какой-то жест. Так он учится искусству разговора и привыкает, что всё, что он «говорит» — важно.
На развитие речи оказывает влияние и тот язык (или языки), который младенец слышит вокруг себя в первые месяцы и годы. Разговоры между взрослыми или старшими детьми так же важны, как речь, обращенная к самому ребёнку.
Кроме того, можно просматривать и обсуждать с ребёнком книги, изображения или просто окружающие предметы и природу, вместе слушать музыку, друг друга или тишину.
В первый год жизни нужно обращать особенное внимание, чтобы не перегружать ребенка звуками и речью, но и не создавать в них недостатка, ошибочно полагая, что ребёнок все равно ничего не понимает. Важно включать малыша в общение семьи, но не забывать, что маленькие дети, как и взрослые, нуждаются в моментах тишины и одиночества.
NB

Этапы развития речи

Возраст
Проявления
Новорожденные
  • Реагируют на приятные и неприятные звуки — замирают, когда прислушиваются
  • Цепенеют или жмурятся в ответ на громкие или неожиданные звуки
  • Сообщают о своих потребностях через плач
  • Пытаются копировать мимику
2 месяца
  • Поворачивают голову в сторону звука
  • Сосредотачивают внимание на взрослом во время кормления
  • гулят
  • хмурятся и улыбаются
3 месяца
  • Начинают издавать гласные звуки, например, «аааа»
  • Начинают демонстрировать восторг
  • Получают удовольствие от процедур от физическому уходу (например, от купания)
  • внимательно изучают лица
4-6 месяцев
  • Голосовая гимнастика — выдувание пузырей из слюней, громкие звуки
  • В гулении появляются согласные, которые помогают составлять слоги, например, «на», «ма», «ба»
  • Гуление приобретает ритм
7-9 месяцев
  • Ищут плохо различимые звуки и выявляют их источник
  • Понимают слово «нет»
  • Могут махать рукой на прощание
  • Мелодично лепечут по слогам, составляют первые лепетные слова (то есть звуки начинают дублироваться «ма-ма», «ба-ба»)
  • Откликаются на своё имя
9-12 месяцев
  • Могут играть в «ку-ку»
  • Реагируют на простые указания
  • Распознают некоторые слова
  • Различают части тела и умеют указывать на них
  • Произносят некоторые односложные слова
  • Умеют выражать свои желания и предпочтения без плача
  • Могут указывать на предметы, чтобы привлечь наше внимание к чему-то интересному
В течение первого года жизни речь ребёнка развивается очень активно, он накапливает большой словарный запас и около 12 месяцев малыш намеренно произносит своё первое слово.
~
Made on
Tilda