2beparents.Советы
2023-03-09 14:27 Психология, общение Младенцы и тоддлеры

Как вводить правила?

В#nbsp;кафе ребёнок может залезть на#nbsp;стол, в#nbsp;магазине#nbsp;— на#nbsp;прилавок, чтобы понажимать на#nbsp;кассовый аппарат. Никакие запреты и#nbsp;уговоры не#nbsp;действуют. Как научить его правилам поведения, чтобы его действия не#nbsp;вредили окружающим, но#nbsp;чтобы он#nbsp;получал необходимое развитие?
🤍 Отвечает Анна Федосова, психолог, Монтессори педагог (AMI, 0−3), педагог программы Infant Home (0-3 лет)
Судя по#nbsp;описанию, ребёнок выражает свою тревогу и#nbsp;протест против отсутствия чётких правил. Вы#nbsp;стараетесь установить границы, но#nbsp;это не#nbsp;работает.

Если вы#nbsp;говорите, что что-то «нельзя», а#nbsp;ребёнок продолжает это делать, значит, ваше «нельзя» недостаточно веское. Настоящее «нельзя» подразумевает, что вы#nbsp;своей властью взрослого делаете так, что недопустимое не#nbsp;происходит. Как взрослый, вы#nbsp;берёте на#nbsp;себя ответственность и#nbsp;ставите перед собой задачу это «нельзя» обеспечить.

Например, можно предоставить ребёнку выбор: «Если ты#nbsp;продолжишь залезать на#nbsp;стол, нам придется уйти». Здесь важно, чтобы заявленное последствие было исполнимо и#nbsp;обязательно наступало в#nbsp;ответ на#nbsp;негативное поведение: ребёнок начинает карабкаться#nbsp;— вы#nbsp;снимаете его со#nbsp;стола и#nbsp;уводите. И#nbsp;не#nbsp;меняете своё решение, когда он#nbsp;расстраивается и#nbsp;говорит, что больше так не#nbsp;будет.

Когда мы#nbsp;чётко формулируем правила, мы#nbsp;задаём ребёнку рамки, внутри которых он#nbsp;может принимать решения и#nbsp;сталкиваться с#nbsp;их#nbsp;последствиями. Так мы#nbsp;возвращаем детям ответственность за#nbsp;их#nbsp;поступки. В#nbsp;такой ситуации взрослый уже не#nbsp;осуждает поведение ребёнка, а#nbsp;сочувствует ему и#nbsp;позволяет учиться и#nbsp;развивать себя: «Да, я#nbsp;понимаю, что тебе очень досадно, что пришлось уйти, но#nbsp;я#nbsp;не могу разрешить тебе портить вещи».

Будьте готовы к#nbsp;активному противодействию. После периода нестабильности, когда ребёнок не#nbsp;раз убеждался в#nbsp;том, что вашу границу можно подвинуть, нужно снова заслужить его доверие. Для#nbsp;этого есть только один способ#nbsp;— достаточно долго быть терпеливым и#nbsp;последовательным, спокойно и#nbsp;с#nbsp;любовью контейнируя все чувства, которые при этом возникают у#nbsp;ребёнка.

И, конечно, ребёнок будет гораздо более сговорчив, если у#nbsp;него есть не#nbsp;только (посильные для#nbsp;него) ограничения, но#nbsp;и#nbsp;возможности. Отправляясь куда-то, здорово подготовиться заранее и#nbsp;предусмотреть какие-то интересные занятия#nbsp;— что-то, с#nbsp;чем ребёнок может поиграть, например, в#nbsp;дороге. Можно читать, рассказывать стихи, играть в#nbsp;слова или просто беседовать о#nbsp;том, что вас окружает, главное#nbsp;— чтобы ребёнок не#nbsp;оставался один на#nbsp;один со#nbsp;скукой и#nbsp;невозможностью делать хоть что-то. Потому что каждую секунду своей жизни он#nbsp;стремится к#nbsp;тому, чтобы развивать себя. Если взрослый подготовился, и#nbsp;потребности маленького человека удовлетворены, тогда мы#nbsp;вправе что-то требовать. Тогда и#nbsp;ребёнку легче следовать правилам, потому что взрослый становится для#nbsp;него источником поддержки, радости, возможностей и#nbsp;открытий.

Установление границ и#nbsp;правил#nbsp;— это сложная задача, поэтому я#nbsp;желаю вам большого терпения, сил и#nbsp;успехов на#nbsp;этом пути.
~
Отвечаем на вопросы родителей в тг-канале https://t.me/live_2beparents