В кафе ребёнок может залезть на стол, в магазине — на прилавок, чтобы понажимать на кассовый аппарат. Никакие запреты и уговоры не действуют. Как научить его правилам поведения, чтобы его действия не вредили окружающим, но чтобы он получал необходимое развитие?
🤍 Отвечает Анна Федосова, психолог, Монтессори педагог (AMI, 0−3), педагог программы Infant Home (0-3 лет)
Судя по описанию, ребёнок выражает свою тревогу и протест против отсутствия чётких правил. Вы стараетесь установить границы, но это не работает.
Если вы говорите, что что-то «нельзя», а ребёнок продолжает это делать, значит, ваше «нельзя» недостаточно веское. Настоящее «нельзя» подразумевает, что вы своей властью взрослого делаете так, что недопустимое не происходит. Как взрослый, вы берёте на себя ответственность и ставите перед собой задачу это «нельзя» обеспечить.
Например, можно предоставить ребёнку выбор: «Если ты продолжишь залезать на стол, нам придется уйти». Здесь важно, чтобы заявленное последствие было исполнимо и обязательно наступало в ответ на негативное поведение: ребёнок начинает карабкаться — вы снимаете его со стола и уводите. И не меняете своё решение, когда он расстраивается и говорит, что больше так не будет.
Когда мы чётко формулируем правила, мы задаём ребёнку рамки, внутри которых он может принимать решения и сталкиваться с их последствиями. Так мы возвращаем детям ответственность за их поступки. В такой ситуации взрослый уже не осуждает поведение ребёнка, а сочувствует ему и позволяет учиться и развивать себя: «Да, я понимаю, что тебе очень досадно, что пришлось уйти, но я не могу разрешить тебе портить вещи».
Будьте готовы к активному противодействию. После периода нестабильности, когда ребёнок не раз убеждался в том, что вашу границу можно подвинуть, нужно снова заслужить его доверие. Для этого есть только один способ — достаточно долго быть терпеливым и последовательным, спокойно и с любовью контейнируя все чувства, которые при этом возникают у ребёнка.
И, конечно, ребёнок будет гораздо более сговорчив, если у него есть не только (посильные для него) ограничения, но и возможности. Отправляясь куда-то, здорово подготовиться заранее и предусмотреть какие-то интересные занятия — что-то, с чем ребёнок может поиграть, например, в дороге. Можно читать, рассказывать стихи, играть в слова или просто беседовать о том, что вас окружает, главное — чтобы ребёнок не оставался один на один со скукой и невозможностью делать хоть что-то. Потому что каждую секунду своей жизни он стремится к тому, чтобы развивать себя. Если взрослый подготовился, и потребности маленького человека удовлетворены, тогда мы вправе что-то требовать. Тогда и ребёнку легче следовать правилам, потому что взрослый становится для него источником поддержки, радости, возможностей и открытий.
Установление границ и правил — это сложная задача, поэтому я желаю вам большого терпения, сил и успехов на этом пути.
Если вы говорите, что что-то «нельзя», а ребёнок продолжает это делать, значит, ваше «нельзя» недостаточно веское. Настоящее «нельзя» подразумевает, что вы своей властью взрослого делаете так, что недопустимое не происходит. Как взрослый, вы берёте на себя ответственность и ставите перед собой задачу это «нельзя» обеспечить.
Например, можно предоставить ребёнку выбор: «Если ты продолжишь залезать на стол, нам придется уйти». Здесь важно, чтобы заявленное последствие было исполнимо и обязательно наступало в ответ на негативное поведение: ребёнок начинает карабкаться — вы снимаете его со стола и уводите. И не меняете своё решение, когда он расстраивается и говорит, что больше так не будет.
Когда мы чётко формулируем правила, мы задаём ребёнку рамки, внутри которых он может принимать решения и сталкиваться с их последствиями. Так мы возвращаем детям ответственность за их поступки. В такой ситуации взрослый уже не осуждает поведение ребёнка, а сочувствует ему и позволяет учиться и развивать себя: «Да, я понимаю, что тебе очень досадно, что пришлось уйти, но я не могу разрешить тебе портить вещи».
Будьте готовы к активному противодействию. После периода нестабильности, когда ребёнок не раз убеждался в том, что вашу границу можно подвинуть, нужно снова заслужить его доверие. Для этого есть только один способ — достаточно долго быть терпеливым и последовательным, спокойно и с любовью контейнируя все чувства, которые при этом возникают у ребёнка.
И, конечно, ребёнок будет гораздо более сговорчив, если у него есть не только (посильные для него) ограничения, но и возможности. Отправляясь куда-то, здорово подготовиться заранее и предусмотреть какие-то интересные занятия — что-то, с чем ребёнок может поиграть, например, в дороге. Можно читать, рассказывать стихи, играть в слова или просто беседовать о том, что вас окружает, главное — чтобы ребёнок не оставался один на один со скукой и невозможностью делать хоть что-то. Потому что каждую секунду своей жизни он стремится к тому, чтобы развивать себя. Если взрослый подготовился, и потребности маленького человека удовлетворены, тогда мы вправе что-то требовать. Тогда и ребёнку легче следовать правилам, потому что взрослый становится для него источником поддержки, радости, возможностей и открытий.
Установление границ и правил — это сложная задача, поэтому я желаю вам большого терпения, сил и успехов на этом пути.
~
Отвечаем на вопросы родителей в тг-канале https://t.me/live_2beparents
Отвечаем на вопросы родителей в тг-канале https://t.me/live_2beparents