2beparents.Советы
2023-02-09 12:24 Школьники Психология, общение

Ребёнок не умеет проигрывать. Как помочь?

Проиграв в игре, ребёнок злится, обижается, плачет, может даже уйти и перестать разговаривать. Как себя с ним вести?
🤍 Отвечает Юлия Белоцкая, Монтессори педагог (AMI, 6−12), руководитель программы Elementary в Montessori School of#nbsp;Moscow

Даже мы, будучи уже взрослыми, не#nbsp;всегда способны контролировать и#nbsp;правильно проявлять свои эмоции. Уметь проигрывать − целое искусство, и#nbsp;ребёнку, в#nbsp;силу возраста, пока не#nbsp;доступен такой уровень осознанности и#nbsp;самоконтроля.

Во#nbsp;время проигрыша ребёнок судит о#nbsp;себе очень дуально. Проигрывать − это плохо. Если я#nbsp;проиграл − я#nbsp;плохой. Как ко#nbsp;мне теперь будут относиться друзья? Будут#nbsp;ли меня любить родители? Пребывая в#nbsp;этом грустном мире, ребёнок может даже заранее отказаться от#nbsp;игры, если чувствует себя неуверенно, и#nbsp;не#nbsp;хотеть идти на#nbsp;контакт.

В#nbsp;первую очередь взрослому нужно набраться терпения и#nbsp;бережно отнестись к#nbsp;эмоциям ребёнка. Хорошо проговорить его состояние, используя я-сообщения: «Я#nbsp;вижу, как сильно ты#nbsp;расстроен», «Ты#nbsp;плачешь, произошло что-то очень важное для#nbsp;тебя». Можно предложить ребёнку вместе подышать, пройтись, выпить воды.

Следующий шаг (в#nbsp;более спокойной обстановке) − помочь ребёнку сформировать философское отношение к#nbsp;проигрышам. Я#nbsp;бы#nbsp;даже сказала, это такая повседневная работа в#nbsp;жизни родителей − готовить ребёнка к#nbsp;правильному проживанию сложных ситуаций.

В#nbsp;Монтессори-школе мы#nbsp;говорим, что ошибки − это наши друзья, ведь они показывают, на#nbsp;что нам нужно обратить внимание и#nbsp;где приложить больше усилий. Так и#nbsp;с#nbsp;проигрышами − это мышцы, которые мы#nbsp;можем подкачивать и#nbsp;развивать. Важно дать ребёнку знать, что быть в#nbsp;чем-то неуспешным и#nbsp;не#nbsp;всегда быть первым − это нормально и#nbsp;естественно.

Важно, чтобы родители делились своим опытом с#nbsp;ребёнком и#nbsp;рассказывали, как они преодолевали сложности, как у#nbsp;них сначала что-то не#nbsp;получалось, но#nbsp;потом, благодаря своему труду или общению со#nbsp;старшими наставниками, они выходили на#nbsp;новый уровень умений.

Очень хорошая практика − игра в#nbsp;пожимание руки. Когда ребёнок выигрывает, взрослый пожимает ему руку и#nbsp;говорит: «Поздравляю, ты#nbsp;победил, это так замечательно!». Когда ребёнок проигрывает, он#nbsp;пожимает руку выигравшему и#nbsp;поздравляет его. Так он#nbsp;обучает свой эмоциональный интеллект делиться с#nbsp;другими и#nbsp;чувствами радости и#nbsp;восхищения, и#nbsp;сложными переживаниями.
~
Отвечаем на вопросы родителей в тг-канале https://t.me/live_2beparents