Проиграв в игре, ребёнок злится, обижается, плачет, может даже уйти и перестать разговаривать. Как себя с ним вести?
🤍 Отвечает Юлия Белоцкая, Монтессори педагог (AMI, 6−12), руководитель программы Elementary в Montessori School of Moscow
Даже мы, будучи уже взрослыми, не всегда способны контролировать и правильно проявлять свои эмоции. Уметь проигрывать − целое искусство, и ребёнку, в силу возраста, пока не доступен такой уровень осознанности и самоконтроля.
Во время проигрыша ребёнок судит о себе очень дуально. Проигрывать − это плохо. Если я проиграл − я плохой. Как ко мне теперь будут относиться друзья? Будут ли меня любить родители? Пребывая в этом грустном мире, ребёнок может даже заранее отказаться от игры, если чувствует себя неуверенно, и не хотеть идти на контакт.
В первую очередь взрослому нужно набраться терпения и бережно отнестись к эмоциям ребёнка. Хорошо проговорить его состояние, используя я-сообщения: «Я вижу, как сильно ты расстроен», «Ты плачешь, произошло что-то очень важное для тебя». Можно предложить ребёнку вместе подышать, пройтись, выпить воды.
Следующий шаг (в более спокойной обстановке) − помочь ребёнку сформировать философское отношение к проигрышам. Я бы даже сказала, это такая повседневная работа в жизни родителей − готовить ребёнка к правильному проживанию сложных ситуаций.
В Монтессори-школе мы говорим, что ошибки − это наши друзья, ведь они показывают, на что нам нужно обратить внимание и где приложить больше усилий. Так и с проигрышами − это мышцы, которые мы можем подкачивать и развивать. Важно дать ребёнку знать, что быть в чем-то неуспешным и не всегда быть первым − это нормально и естественно.
Важно, чтобы родители делились своим опытом с ребёнком и рассказывали, как они преодолевали сложности, как у них сначала что-то не получалось, но потом, благодаря своему труду или общению со старшими наставниками, они выходили на новый уровень умений.
Очень хорошая практика − игра в пожимание руки. Когда ребёнок выигрывает, взрослый пожимает ему руку и говорит: «Поздравляю, ты победил, это так замечательно!». Когда ребёнок проигрывает, он пожимает руку выигравшему и поздравляет его. Так он обучает свой эмоциональный интеллект делиться с другими и чувствами радости и восхищения, и сложными переживаниями.
Даже мы, будучи уже взрослыми, не всегда способны контролировать и правильно проявлять свои эмоции. Уметь проигрывать − целое искусство, и ребёнку, в силу возраста, пока не доступен такой уровень осознанности и самоконтроля.
Во время проигрыша ребёнок судит о себе очень дуально. Проигрывать − это плохо. Если я проиграл − я плохой. Как ко мне теперь будут относиться друзья? Будут ли меня любить родители? Пребывая в этом грустном мире, ребёнок может даже заранее отказаться от игры, если чувствует себя неуверенно, и не хотеть идти на контакт.
В первую очередь взрослому нужно набраться терпения и бережно отнестись к эмоциям ребёнка. Хорошо проговорить его состояние, используя я-сообщения: «Я вижу, как сильно ты расстроен», «Ты плачешь, произошло что-то очень важное для тебя». Можно предложить ребёнку вместе подышать, пройтись, выпить воды.
Следующий шаг (в более спокойной обстановке) − помочь ребёнку сформировать философское отношение к проигрышам. Я бы даже сказала, это такая повседневная работа в жизни родителей − готовить ребёнка к правильному проживанию сложных ситуаций.
В Монтессори-школе мы говорим, что ошибки − это наши друзья, ведь они показывают, на что нам нужно обратить внимание и где приложить больше усилий. Так и с проигрышами − это мышцы, которые мы можем подкачивать и развивать. Важно дать ребёнку знать, что быть в чем-то неуспешным и не всегда быть первым − это нормально и естественно.
Важно, чтобы родители делились своим опытом с ребёнком и рассказывали, как они преодолевали сложности, как у них сначала что-то не получалось, но потом, благодаря своему труду или общению со старшими наставниками, они выходили на новый уровень умений.
Очень хорошая практика − игра в пожимание руки. Когда ребёнок выигрывает, взрослый пожимает ему руку и говорит: «Поздравляю, ты победил, это так замечательно!». Когда ребёнок проигрывает, он пожимает руку выигравшему и поздравляет его. Так он обучает свой эмоциональный интеллект делиться с другими и чувствами радости и восхищения, и сложными переживаниями.
~
Отвечаем на вопросы родителей в тг-канале https://t.me/live_2beparents
Отвечаем на вопросы родителей в тг-канале https://t.me/live_2beparents